Защита информации в компьютерных сетях

Тезаурус гипертекста – это автоматизированный словарь, отображающий семантические отношения между информационными статьями и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Термин «тезаурус» был введен в XIII в. флорентийцем Брунетто Лотики для названия энциклопедии. С греческого языка этот термин переводится как «сокровище, запас, богатство».

Тезаурус гипертекста состоит из тезаурусных статей, каждая из которых имеет заголовок и список заголовков родственных тезаурусных статей. Заголовок тезаурусной статьи совпадает с заголовком информационной статьи и содержит данные о типах отношений с другими информационными статьями. Тип отношений определяет наличие или отсутствие смысловой связи. Существует два типа отношений информационных статей:

референтные отношения;

организационные отношения.

Референтные отношения указывают на смысловую, семантическую, ассоциативную связь двух информационных статей. В информационной статье, на которую сделана ссылка, может быть дано определение, разъяснение, понятие, обобщение, детализация понятия, выделенного в качестве гиперссылки. Референтные отношения образуют связь типа: род – вид, вид – род, целое – часть, часть – целое. Пользователь получает более общую информацию по родовому типу связи, а по видовому – более детальную информацию без повторения общих сведений из родовых тем. Примеры референтных отношений информационных статей приведены на рис. 30.

 


Рис. 30. Примеры референтных отношений

информационных статей

К организационным отношениям относятся те, для которых нет ссылок с отношениями род – вид, целое – часть, т. е. между информационными отношениями нет смысловых связей. Они позволяют создать список главных тем, оглавление, меню, алфавитный словарь. Пример организационных отношений приведен на рис. 31.

 


Рис. 31. Пример организационных отношений

информационных статей

Список главных тем содержит заголовки информационных статей с организационными отношениями. Обычно он представляет собой меню, содержание книги, отчета или информационного материала.

Алфавитный словарь содержит перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке. Он также реализует организационные отношения.

Изучая информацию, представленную в виде гипертекста, пользователь может знакомиться с информационными фрагментами гипертекста в произвольном порядке. Процесс перемещения пользователя по информационным фрагментам называется навигацией.

Навигация – процесс перемещения пользователя по информационным фрагментам гипертекста.

В зависимости от признака классификации можно выделить следующие виды навигации, представленные на рис. 32:

 


Рис. 32. Виды навигации по гипертекстовому документу

По способу изучения материала выделяют:

терминологическую навигацию – последовательное движение пользователя по терминам, вытекающим друг из друга;

тематическую навигацию – получение пользователем всех статей, необходимых для изучения выбранной темы.

По способу просмотра информационных статей различают:

последовательную навигацию – просмотр информации в порядке расположения ее в гипертекстовом документе, т. е. в естественном порядке;

иерархическую навигацию – просмотр информационных статей, характеризующих общие понятия по выбранной теме, затем переход к информационным статьям, детализирующим общие понятия и т. д.;

произвольную навигацию – произвольное перемещение по ссылкам гипертекстового документа, порядок которого определяется личным опытом, интересами и настроением пользователя.

Переход пользователя от одной информационной статьи к другой может быть постоянным или временным.

Постоянный переход

Пользователь имеет возможность ознакомиться с новым информационным фрагментом, а затем выбрать следующую информационную статью для перехода без возврата к первоначальному фрагменту

Временный переход

Пользователь имеет возможность ознакомиться с примечанием, пояснением, толкованием термина, а затем обязательно должен вернуться к первоначальному информационному фрагменту

Гипертекстовые технологии реализуют следующие сервисные инструменты пользователя, представленные в табл. 13.

Таблица 13

Сервисные инструменты гипертекстовых технологий

Название

инструмента

Описание возможностей

Откат

Возврат к ранее рассмотренным фрагментам. Возможны два варианта реализации этого инструмента: быстрый переход к последнему в цепочке просмотренных фрагменту; предоставление пользователю заголовков всех просмотренных им фрагментов с возможностью выбора того уровня, к просмотру которого необходимо вернуться


Список всех фрагментов гипертекстового документа

Список организован в виде иерархической системы, на верхнем уровне которой содержатся только общие формулировки тем фрагментов, а при снижении от уровня к уровню в существующей иерархии достигается все большая детализация и конкретизация

Поисковый механизм

Позволяет искать в сети гипертекстового издания фрагменты (статьи), содержащие необходимую информацию по ключевым словам и (или) атрибутам фрагментов. В качестве атрибутов могут выступать, например, название, имя автора, стоимость фрагмента, дата его последней модификации и т. п.

Книжная закладка

Предоставляет пользователю возможность отмечать интересующий его информационный фрагмент

Записная книжка

Обеспечивает пользователю реализацию функции сохранения произвольных комментариев к просмотренным фрагментам и возможность их последующего изменения

Средства сохранения состояния системы

Возможность продолжения работы с гипертекстовым документом после вынужденного или запланированного перерыва, начиная с того места, на котором работа с изданием была прервана


На главную