Защита информации в компьютерных сетях

Современная структура информационной индустрии

Современная информационная индустрия представляет собой совокупность компаний и фирм, занятых созданием, преобразованием и передачей информации, существующей в виде данных, текстов, графики, видеоизображений и звука. В структуру информационной индустрии можно включить предприятия средств массовой информации, занимающиеся производством содержания – развлекательных программ, деловой и образовательной информации (теле- и киностудии, издательства, информационные агентства), а также компании, распространяющие это содержание (кабельные и телефонные компании, телесети), и фирмы, разрабатывающие программное обеспечение и информационные компьютерные системы.

Информационная индустрия включает:

информационные службы (центры – хранилища автоматизированных баз данных, институты, агентства, библиотеки);

производство носителей информации (книг, справочников, газет и др.);

информационные технологии (ЭВМ, терминалы, принтеры и др.);

интегральные технологии (устройства сопряжения, преобразователи);

средства и каналы связи (телефон, телеграф, электронная и обычная почта, спутниковая связь, радио, телевидение и др.).

На современном этапе в информационной индустрии наблюдаются следующие структурные изменения:

быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий;

постоянный рост их эффективности при снижении затрат;

развитие и большая доступность новых приложений;

стирание границ между разными секторами индустрии производства содержания (электронные публикации, аудиовизуальные услуги), обусловленное все большим производством информации в цифровом виде.

В результате указанных структурных, изменений:

на рынок выходят новые участники, нередко представляющие другие области индустрии (например, телекоммуникационные операторы или компании, организующие доступ в Интернет);

за счет технологий сжатия и широкополостной передачи расширяются каналы распространения информации, делая ее более доступной;

глобализация электронного печатного рынка обостряет конкуренцию на региональных и национальных рынках содержания;

становится сложнее обеспечивать защиту прав на интеллектуальную собственность;

пользователь получает больший выбор и независимость. Интерактивный режим работы позволяет ему непосредственно манипулировать информационными услугами.

За рубежом индустрия информации уже сформировалась, сложилась и ее организационная структура. Основными элементами этой структуры являются:

организации – производители информации (органы государственной статистики, информационные агентства, внешнеэкономические организации, НИИ и др.);

владельцы автоматизированных баз данных (АБД);

информационные брокеры (или посредники) – организации, обеспечивающие ориентирование пользователей в информационной среде, рассредоточенной в различных автоматизированных базах данных (информационные центры, информационно-библиотечные структуры в различных учреждениях: производственных, учебных, научных);

пользователи (или конечные пользователи) АБД, которые осуществляют поиск информации в базе данных самостоятельно или через информационных брокеров.

Значение информационной индустрии для мировой экономики все более возрастает. Так, западноевропейский рынок информационных и телекоммуникационных технологий в 1996 г. имел более высокие темпы роста (7,2 %), чем экономика в целом. Продолжается устойчивый рост информационного сегмента в экономике США (9,8 %). В развитых странах Европы информационная индустрия растет в 2–3 раза быстрее, чем другие отрасли промышленности. Объемы производства в секторе информатики в государствах ЕЭС еще в 1993 г. достигли примерно 100 млрд. долларов, что составляло более половины общего объема промышленного производства в этих странах.

Контрольные вопросы

Что входит в двухкомпонентную модель расширенного общественного воспроизводства?

В чем заключаются особенности использования информации в качестве средства труда и предмета труда?

Какие законы действуют в информационном производстве?

Как развивалось информационное производство? Назовите основные этапы.

Как представлена организационная структура информационного производства?

Какие теории информации положены в основу измерения количественных и качественных свойств информации?

Что определяют статические законы движения информации?

Каковы динамические закономерности движения информации?

Что понимается под организацией производства в целом?

Какие принципы необходимо соблюдать для рациональной организации производства?

Назовите основные типы и методы организации производства.

Что представляет собой структура производственного процесса?

На какие группы подразделяются продукты информационного производства по форме их участия в расширенном воспроизводстве?

В каких формах российский информационный рынок представляет информационные продукты и услуги?

С чем связано появление понятия «информационная индустрия»?

Какова современная структура информационной индустрии?


На главную