Защита информации в компьютерных сетях

Основные принципы организации информационного производства

Продукты информационного производства можно разделить на две группы по форме их участия в расширенном воспроизводстве общества.

К первой группе относятся продукты, предназначенные для прямого потребления обществом и его членами с явной выгодой для производителя информационного продукта. К таким продуктам относятся: произведения искусства и литературы, научные труды, справочники, лекции, учебники, проповеди, колдовство, массовая информация и дезинформация, пропаганда и реклама, слухи и клевета, разные виды фольклора и прочее.

Производство и потребление информационных продуктов этой группы подчиняется тем же законам рынка, что и аналогичные продукты материального производства, предназначенные для потребления. Поэтому мы не будем касаться принципов организации производства и реализации информационных продуктов этой группы.

Ко второй группе относятся информационные продукты, которые производители предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущерба для себя. К этой группе информационных продуктов относится информация о технологических особенностях производства, о материальных затратах на производство, об объемах продаж и полученных доходах, об отрицательных свойствах производимой продукции, о согласованности действий и решений людей с принятыми законами и установленными обществом нормативами и пр.

Поведение информационных продуктов этой группы в расширенном общественном воспроизводстве до сих пор слабо изучалось как экономистами, так и специалистами по информатике.

Мы ограничимся производством информационных продуктов, используемых в качестве средств труда в материальном и информационном производствах и в качестве предметов труда в информационном производстве.

Производство таких продуктов изначально развивалось вместе с материальным производством. Его назначением было информационное обслуживание материального производства, а точнее – информационное обслуживание управления материальным производством.

Под управлением мы понимаем процесс подготовки, принятия и исполнения решений.

Информационное обслуживание играло второстепенную роль, и на него при организации управления соответствующим производством старались тратить как можно меньше финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Информационное обслуживание ориентировано на выполнение запросов на ту или иную информацию, поступающих от органов управления основным производством, и играет пассивную вспомогательную роль по отношению к основному производству.

Примером информационного обслуживания может служить традиционная деятельность научно-технических библиотек.

По мере усложнения материального производства информационное обслуживание стало дополняться информационным обеспечением процессов материального производства. На информацию стали смотреть как на один из вспомогательных ресурсов, обеспечивающих эффективность управления материальным производством. Отношение к организации информационного обеспечения стало более серьезным, чем к организации информационного обслуживания, но оно еще не стало приоритетным среди проблем управления материальным производством.

Информационное обеспечение вырастало из информационного обслуживания по мере того, как оно шло на встречу развивающимся интересам пользователей информацией. Например, в конструкторском бюро необходимая нормативная и справочная информация поступает к разработчику не только по его запросам, но и принудительно, по мере ее появления – в соответствии, с функциональными обязанностями разработчика в рамках выполняемого проекта.

Функции информационного обеспечения потребовали знания процессов разработок, и статус научно-технических библиотек повысился до статуса подразделений научно-технической информации, в которых библиотеки стали одним из звеньев. Информационное обслуживание в общем случае можно рассматривать как одну из технологических позиций информационного обеспечения.

Наконец, на пороге информационного общества в развитых демократических странах пришло осознание необходимости управления информацией в любом производстве, наряду с управлением кадрами, финансами и материальными ресурсами. Под «управлением информацией» следует понимать управление информационным производством любой организации. При этом информационное обеспечение и/или информационное обслуживание не отменяются, а рассматриваются как составляющие единого информационного производства.

Рассматривая конструкторское бюро как информационное производство можно отметить, что традиционное информационное обеспечение разработок нормативной и технической информацией в процессе управления разработками должно дополняться информационным взаимодействием разработчиков в процессах проектирования.

В сложном процессе информационного взаимодействия разработчиков можно выделить два момента, проясняющих существо этого процесса. Первый момент касается согласования предложения разработчика (это предложение и есть новый информационный продукт) с ранее принятыми решениями в рамках текущего или предыдущих проектов, а также со смежниками по разработке. Второй момент относится к оповещению всех заинтересованных разработчиков в решениях, принятых по предложениям их коллег. Здесь действует процедура информационного обеспечения.

Важно фиксировать все решения по предложениям разработчиков – как положительные, так и отрицательные – с соответствующими мотивировками. Без этого нельзя эффективно решать проблему согласования предлагаемых решений. От полноты фиксации предложений разработчиков зависит устойчивость разработки к воздействию малоэффективных и даже вредных предложений. В одном из авиационных конструкторских бюро в СССР был зафиксирован факт неоднократного проявления на этапе рулежных испытаний порочного конструкторского решения в стойке шасси нескольких моделей. Конструктор всеми правдами и неправдами стремился реализовать свою идею, а массива всех решений по ранее рассмотренным и в том числе отклоненным предложениям в этом бюро не было.

Аналогичную ситуацию можно обнаружить в любом информационном производстве, где нет процедуры фиксации всех рассматриваемых предложений информационных продуктов.

Итак, в информационном производстве должен создаваться общедоступный для его участников массив информации (база данных) о рассмотренных предложениях информационных продуктов.

Мировая практика имеет уникальный пример создания и эффективного использования общедоступной базы данных о рассмотренных информационных продуктах, далекой от сферы разработок.

На изучении прецедентов строится наиболее древнее и вечное информационное производство – воспитание, образование и обучение людей. Прецеденты являются основой любой науки – информационного производства, в котором участвуют наиболее интеллектуально развитые люди. На прецедентах развивается искусство – информационное производство, в котором заняты творчески одаренные люди.

Момент согласования нового информационного продукта, предлагаемого одним из участников информационного производства, с прецедентами является решающим моментом в управления всем информационным производством. Его эффективность, конечно, зависит от качества предлагаемых новых информационных продуктов, но оценить это качество без достаточно полной базы прецедентов невозможно.

Оставаясь в сфере конструкторских разработок, можно утверждать, что при наличии базы прецедентов в технологию действий разработчика должна включаться стадия поиска прецедентов предлагаемых решений или, говоря языком специалистов в области информационного обеспечения, – стадия поиска и интерпретации аналогов предлагаемых решений. В результате разработчик может сам оценить варианты предлагаемых им решений, выбрать лучшее, с его точки зрения, провести необходимое, по его мнению, согласование со смежниками и представить свое решение на утверждение в соответствии с регламентом общей технологии своего информационного производства.

Процедура согласования предлагаемых решений со смежниками присутствует во всяком производстве нового информационного продукта, а не только в разработках каких-либо изделий. Особенно ответственна эта процедура в производстве законодательных и/или нормативных актов в органах государственного управления. Поэтому представляет общий интерес процедура выявления особенностей взаимодействия субъектов в момент согласования предлагаемого информационного продукта с прецедентами.

При формулировке этих особенностей мы исходим из того, что любой субъект информационного производства стремится получить максимальную выгоду от своего продукта – будь то произведение искусства, научное открытие, новое техническое решение или декларация о доходах. Поэтому он старается в своем продукте максимально оттенить положительные стороны своей деятельности и затушевать отрицательные. При этом все субъекты информационного производства, представляя на согласование с прецедентами и таким образом обобществляя свой информационный продукт, не заинтересованы в полном раскрытии своих возможностей.

Из этой особенности поведения производителей информации следует, что при управлении сложным информационным производством должна действовать жесткая технологическая дисциплина, обеспечивающая необходимую полноту информации о представляемых на согласование решениях или полноты информации, отчуждаемой в общественное пользование от субъекта информационного производства.

Какими средствами – кнутом или пряником – достигается это отчуждение, не столь существенно на данном этапе рассмотрения проблемы. Важно то, что необходимую полноту отчуждения невозможно обеспечить без общественного принуждения производителей информационных продуктов, и мы приходим к первому принципу управления информацией:

полнота отчуждения общественно необходимой информации от субъектов информационного производства достигается только средствами принуждения.

Этот принцип распространяется не только на производимую информацию, но и на информацию, являющуюся для этого производства сырьем, подлежащим обработке, ибо в рамках всего общественного информационного производства каждая производимая информация является сырьем или предметом труда для каких-либо других производителей информации.

Если первый принцип призван преодолеть отсутствие у субъектов информационных производств желания отдавать информацию, то второй принцип нацеливает управление информационным производством на принудительное преодоление другой стороны поведения субъектов информационного производства – отсутствия у них потребности использовать все прецеденты при согласовании своего продукта. Иными словами, далеко не всегда при согласовании предлагаемого решения у его автора возникает желание представить свой продукт на фоне полной информации о прецедентах. В этом случае оно может выглядеть не лучшим образом или, по крайней мере, не столь убедительным, как хотелось бы разработчику решения.

Это в полной мере проявляется не только в среде разработчиков новых изделий, но и в науке, в торговле (реклама), в шоу бизнесе, в государственных учреждениях (местничество и лоббирование) и во многих других информационных производствах.

Такие продукты информационного производства: как плагиаты, слухи, дезинформация, клевета, мошенничество, коррупция и другие им подобные, являются следствием неполноты или даже искажения состава прецедентов, на фоне которых демонстрируется предлагаемый информационный продукт.

Это обстоятельство доставляет не меньше забот, чем трудность отчуждения информации, еще и потому, что с ростом объемов общественного производства обеспечить полное и достоверное согласование информационных продуктов с прецедентами не так просто из-за большого потенциального объема баз прецедентов. Поэтому обвинить разработчика какого-либо решения в неполном и/или некорректном согласовании с прецедентами по злому умыслу часто просто невозможно.

Отсюда следует второй принцип управления информацией:

качество согласования предлагаемого информационного продукта обеспечивается полнотой базы прецедентов, доступной производителю этого продукта, и эффективностью принуждения производителя проводить согласование с достаточной полнотой и достоверностью.

Принцип разделения функций общественных отношений –

в каждом общественном проекте функции заказчика, подрядчика и аудитора должны выполняться тремя различными, максимально не зависимыми друг от друга субъектами.

Если следовать этому принципу в информационном производстве, то даже в каждой организации следует максимально разделить функции заказчика информационного продукта, его производителя и субъекта, проверяющего полноту согласования с прецедентами и степень отчуждения этого продукта.

В информационном производстве должен действовать еще один важный принцип, устанавливающий степень отчуждения информации с целью ее обобществления и правила пользования обобществленной информацией. Хотя человек является продуктом общества, он не может в своих действиях быть абсолютно открытым обществу.

В процессе развития демократического общества выработаны нормы, направленные на максимальную защиту личной тайны при использовании отчужденной от человека информации. Для общественных информационных производств также характерно наличие ограничений в использовании отчуждаемой информации, т. е. наличие информации, представляющей собой коммерческую, служебную и государственную тайны.

Процессы обобществления информации и сохранения тайны ее производителя противоречивы по своей природе. Чем больше информации отчуждается, тем меньше становится уверенность в сохранении тайны. Чем меньше информации отчуждается из-за боязни нарушить тайну ее производителя, тем проблематичней становится решение проблемы сохранения и развития демократического общества.

Эта противоречивость требует максимальной независимости государственных учреждений, отвечающих за порядок отчуждения и использования информации, обеспечивающий необходимую полноту согласования новых информационных продуктов в обществе, от государственных учреждений, отвечающих за сохранение тайны производителей информационных продуктов. Государственные учреждения, осуществляющие контроль за равновесием между полнотой отчуждения и сохранением тайны производителей информации, должны быть максимально не зависимы от тех и других.

Эти рассуждения приводят к важному принципу баланса между доступностью и тайной:

в информационном общественном производстве в целом и в отдельных его частях функции обеспечения необходимой полноты отчуждения информации и доступа к обобществленной информации, функции установления порядка сохранения тайны производителя информации и функции определения равновесия между полнотой отчуждения и мерами защиты тайны должны выполняться тремя различными максимально не зависимыми друг от друга субъектами.

Сформулированные принципы управления информационным производством могут эффективно действовать только при жесткой технологической дисциплине, вынуждающей всех субъектов производства придерживаться этих принципов. Это, в свою очередь, возможно только, если функция управления информацией является заботой первого лица организации, для обеспечения деятельности которой развивается соответствующее информационное производство.

Порядок перечисления технологических операций не означает линейной связи соответствующих технологических позиций в информационном производстве. Например, формирование новых записей может быть не начальной, а завершающей стадией сложного информационного производства, которой предшествуют несколько операций поиска прецедентов в информационных ресурсах.

В общем случае топология связей между технологическими позициями в сложном информационном производстве представляет собой граф, в котором можно обнаружить наряду с линейными кольцевые, иерархические и более сложные структурные образования.

Типологию технологических переделов в их взаимосвязи проще обнаружить в простых структурах, поэтому мы начнем с рассмотрения примеров некоторых типовых линейных структур, а в них с технологии поиска прецедентов.

Простейшая технология поиска прецедентов требует задания некоторого ключа в виде набора символов в качестве запроса. Документ в поисковом массиве или в базе данных считается релевантным (соответствующим) запросу в том случае, если в нем содержится точная копия ключа. Такую операцию будем называть поиском по простому ключу или элементарным поиском

Элементарный поиск можно наблюдать в любом информационном производстве, связанном с документами, идентифицирующими объекты и/или субъекты общественных отношений. В транспортных и банковских системах, в системах пенсионного обеспечения и здравоохранения и в других системах, где ключом прецедентов являются идентификаторы личности, мест пребывания людей и/или предметов, банковских реквизитов, марок материальных и/или информационных продуктов и пр., элементарный поиск часто является единственным необходимым видом поиска для подавляющего числа операций поиска прецедентов.

Если массив прецедентов небольшой, элементарный поиск можно производить путем просмотра всех документов массива прецедентов. Такая процедура называется последовательным поиском или перебором.

При большом объеме массивов прецедентов даже элементарный поиск вызывает необходимость в специальной организации этих массивов с целью уменьшения времени и трудоемкости поиска.

Практика давно выработала универсальную процедуру организации больших массивов прецедентов, ориентированную на упрощение элементарного поиска. Это широко используемая процедура упорядочения документов массива прецедентов по уникальному простому ключу. В результате документы в массиве располагаются в порядке возрастания или, значительно реже, убывания значений ключа, выраженных в какой-либо системе счисления.

Широко используются в информационном производстве словари и справочники, записи и/или документы, в которых располагаются в лексикографическом порядке слов и/или словосочетаний задающих значения уникальных ключей.

Трудоемкость упорядочения массива прецедентов и трудоемкость поиска прецедентов по уникальному ключу мы обсудим позже. Сейчас мы отметим факт наличия в каждом информационном производстве цепочки из двух технологических операций (переделов) – организация массива прецедентов и поиск прецедентов в массиве по некоторому простому уникальному ключу.

Эта пара технологических операций по существу является основой каждого информационного производства и на разработку эффективных технологий этих технологических переделов информационного производства направлены усилия разработчиков новых информационных технологий широкого назначения, а технические и программные средства организации памяти (хранилища прецедентов) составляют основу современных наиболее мощных средств информационного производства – электронных вычислительных машин.

Конечно, на практике часто встречается необходимость поиска прецедентов по признакам не являющимся их простыми уникальными ключами. Рассматривая в качестве примера информационного производства конструкторское бюро, легко обнаружить технологическую позицию поиска прецедентов по уникальному ключу на этапе нормоконтроля конструкторской документации. Здесь спецификации материалов и комплектующих изделий проверяются на наличие их имен (марок) в каталогах разрешенных к применению или на отсутствие в каталогах запрещенных к применению материалов и комплектующих изделий.

Однако, конструктор может не удовлетвориться материалами и/или комплектующими изделиями разрешенными к применению в его конструкторском бюро, а марки продуктов с нужными свойствами, приведенные в каталогах других организаций, ему не известны. Поэтому упорядоченные по маркам каталоги других организаций не избавляют конструктора от необходимости последовательного просмотра документов, описывающих свойства продуктов, марки которых приведены в этих каталогах.

Помочь конструктору в поиске продуктов с нужными ему свойствами может процедура поиска документов в массиве прецедентов по сложному ключу, в той или иной степени отражающему содержание (семантику) документа. Такой поиск естественно назвать семантическим.

Качество семантического поиска определяется не только возможностями процедур организации массивов прецедентов и поиска в них релевантных сложному ключу документов, но и качеством составления сложного ключа отражающего интересы субъекта ищущего прецеденты.

В результате в информационных производствах появляется цепочка операций: составление сложного ключа и поиск прецедентов, релевантных этому ключу. Если процедуры упорядочения документов по уникальному ключу и поиска в упорядоченном массиве документов по этому ключу являются формальными операциями, то процедура составления сложного ключа является интеллектуальной (неформальной) процедурой.

Если сложный ключ формализован, то поиск релевантных ему документов может быть также формализован. Для этого при формировании массива прецедентов каждому документу необходимо присвоить сложный ключ, отражающий его содержание. В общем случае эта операция также является интеллектуальной.

Таким образом, в более или менее сложном информационном производстве наблюдается технологическая цепочка операций – присвоение сложного ключа документу (1), формирование массива прецедентов с организацией по сложному ключу (2), составление сложного ключа по содержанию запроса (3), поиск релевантных сложному ключу документов (4).

Следует заметить, что в указанной цепочке присутствует элемент так называемого «искусственного интеллекта» – замена процедуры ознакомления специалиста со всеми прецедентами массива на процедуру формального поиска по сложному ключу.

Очевидно, что над формальными ключами могут быть определенны формальные процедуры построения новых формальных ключей по правилам, действующим в том или ином информационном производстве. Эти процедуры вместе с расширением массивов формальных сложных ключей, создаваемых человеком, являются основой выращивания систем искусственного интеллекта.

На примере системы автоматизированного проектирования фирмы Локхид можно, как на модели, проследить все стадии развития информационного производства в жизненном цикле сложных изделий техники. Система начиналась с простейших операций нормоконтроля (поиск по простому уникальному ключу). Затем были освоены и развиты процедуры автоматизированного поиска по сложному ключу аналогов комплектующих изделий, материалов, оборудования, алгоритмов, конструкторских и технологических приемов, нарушений штатных режимов на стадиях производства, испытаний и эксплуатации самолетов, а также решений принимаемых в этих ситуациях.

В итоге появились автоматизированные советчики конструктору, технологу, испытателю и летному составу, использующие весь опыт проектирования и эксплуатации не только самолетов фирмы Локхид, но и самолетов других фирм в меру доступности информации.

Над массивами формальных сложных ключей стали развиваться процедуры автоматического формирования альтернативных рекомендаций в нештатных ситуациях при отсутствии прямых аналогов в массивах прецедентов и появились так называемые автоматизированные экспертные системы. Решение о том, какую из альтернативных рекомендаций принять к исполнению в таких системах принимает человек.

По мере совершенствования в процессе роста экспертных систем появилась возможность приступить к экспериментам с самолетом – роботом, где экспертная система сама выбирает единственное решение из числа возможных альтернатив. Искусственный интеллект этого самолета по существу является частью всего интеллекта САПР фирмы Локхид.

Аналогичные стадии развития можно наблюдать в любом информационном производстве, достигшем уровня искусственного интеллекта. Автоматический перевод с одного языка на другой начинался с подстрочника, где применялся поиск по простому уникальному ключу в однословном словаре. Автоматический композитор начинался с автоматического поиска и воспроизведения музыкальных фраз по фиксированному набору нот и т. д.

Формирование или комплектование массивов или баз данных записей и документов для поиска прецедентов в информационном производстве производится также с использованием процедуры сравнения ключей новых документов, порождаемых в данном или в смежных информационных производствах с ключами интересов, функциональных обязанностей, предметных областей и других атрибутов, характерных соответствующему информационному производству.

Наиболее распространенной формой комплектования баз данных является отбор из новых документов нужных данному информационному производству по уникальному ключу. К такой форме комплектования относится подписка на различного вида издания по их наименованиям и/или уникальным классификационным индексам. Некоторые виды новых документов, типа нормативно-распорядительных документов, направляются в базы данных информационных производств принудительно по принципу «всем, всем, всем», что также можно считать подпиской.

Другой формой комплектования баз данных является отбор документов из доступного потока новых документов по сложному ключу. Эта форма имеет две разновидности – внутреннего и внешнего избирательного распространения (распределения) информации. Первая разновидность используется информационным производством, формирующим базу прецедентов из собственных информационных продуктов и/или из общедоступных источников информации, например из средств массовой информации (СМИ), а вторая – используется внешним информационным производством, заинтересованным в расширении потребления своих информационных продуктов по экономическим, политическим и иным соображениям.

При наличии доступных внешних баз данных в информационном производстве приходится решать задачу оптимального управления формированием собственных баз данных из внешних источников с учетом интенсивности использования в производстве соответствующих данных. Может оказаться выгодным не комплектовать свою базу внешними данными впрок, используя процедуры избирательного распределения информации, а использовать процедуры поиска прецедентов во внешних базах данных при необходимости, В силу закона старения полученные по запросу релевантные данные можно считать вновь проявленными и включать их в собственные оперативные информационные ресурсы. Эту процедура формирования баз данных информационного производства естественно назвать комплектованием по запросам к внешним базам данных.

При комплектовании информационных ресурсов по запросам к внешним базам данных можно сформировать численную оценку полезности той или иной базы данных для данного производства, путем прямого подсчета числа документов релевантных запросам, поступивших из соответствующей базы данных. Полученное таким образом число можно назвать индексом цитируемости базы данных в информационном ресурсе.

Аналогично можно определить индексы цитируемости любых источников информации, используемых для комплектования информационного ресурса путем отбора по простому или сложному ключу.

Индексы цитируемости позволяют решать задачу оптимального комплектования информационных ресурсов. Например, ранжирование по индексу цитируемости журналов, публикующих статьи, по профилю информационного производства позволяет довольно просто определить оптимальную подписку на журналы. Нужно оформить подписку на группу журналов, стоящую без пропусков в начале этого списка. Число журналов, при этом, определится величиной ассигнований, выделенных на подписку, и стоимостью подписки на журналы.

В США успешно функционирует популярное во всем мире коммерческое информационное производство, предоставляющее разнообразные услуги на базе текстов статей из научно-технических журналов всего мира. Идеолог и бессменный руководитель этого производства доктор Гарфельд использует для подписки на журналы индексы цитируемости, полученные путем подсчета количества ссылок на статьи, опубликованные в соответствующих журналах, приведенные в статьях других журналов. Более надежной формальной оценки популярности журнала, а также авторов публикаций, чем их цитируемость мировой научно-технической общественностью, трудно придумать.

Наряду с указанными достаточно четкими процедурами формирования информационных ресурсов отдельных информационных производств, вызывающих интенсивные потоки запросов и данных, в общественном информационном производстве наблюдаются мощные потоки информации, направленные на нечетко определенного потребителя. Это, прежде всего, все виды массовой информации, пропаганды, агитации и рекламы.

Как указывалось выше, эти потоки могут использоваться при комплектовании собственных информационных ресурсов отдельных информационных производств. Кроме того, эта информация должна сохраняться в информационных ресурсах ее производителей и выдаваться по запросам любого информационного производства в обществе, в том числе по запросам отдельного человека, для уточнения данных при возникновении каких-либо последствий ее неконтролируемого распространения.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать в других производствах общезначимой информации, в частности, в производствах законодательной и нормативной информации, определяющих права и обязанности всех членов общества. Законы и нормы должны быть доступны всем членам общества в любое время, а не только в момент их появления.

Таким образом, наряду с информационными ресурсами отдельных информационных производств, взаимодействующих друг с другом в процессе общественного воспроизводства в соответствии со своими потребностями, в обществе функционируют информационные производства, обязанные по своему положению формировать общедоступные государственные информационные ресурсы. Состав, а также порядок формирования и использования таких информационных ресурсов должен определяться государством с учетом интересов общества в целом.

Порядок формирования и использования государственных информационных ресурсов должен определяться законодательно с учетом права граждан на информацию, с одной стороны, и необходимостью сохранения личной, коммерческой, служебной и государственных тайн – с другой.

Технология сохранения тайны при использовании информационных ресурсов включает как физические, так и информационные методы ограничения нежелательного доступа к каким-либо частям этих ресурсов. Физические методы ограничивают физические контакты (прямые или косвенные) потенциальных нарушителей тайн со средствами хранения и распространения информации.

Информационные методы ограничения доступа к информационным ресурсам базируются на внесении в тексты документов специальных ключей, отсутствие которых в запросах блокирует доступ. Таким образом, информационная защита есть ничто иное, как обратная проверка запроса на наличие в нем некоторого сложного ключа. Отсутствие такого ключа делает запрос нерелевантным информационному ресурсу.

При распространении (передаче) информации ограниченного доступа используются специальные информационные процедуры шифрации и дешифрации информации. Эти процедуры базируются на специальных материальных и информационных средствах криптографии – одного из древнейших разделов информатики. Криптография родилась вместе со знаковой системой общения.

Укрупненная модель движения информации в обществе может выглядеть как иерархия взаимосвязанных информационных ресурсов, единственным корнем которой являются мировые информационные ресурсы. На первом уровне иерархии можно расположить информационные ресурсы отдельных стран и международных профессиональных, тематических и предметных объединений. На втором уровне естественно поместить информационные ресурсы отдельных стран, которые управляются государством. Тогда на третьем уровне могут быть расположены информационные ресурсы крупных производственных, экономических и общественных объединений, а на четвертом – информационные ресурсы отдельных предприятий и организаций. Пятый – наиболее массовый и активный уровень общественного информационного производства занимает человек с его информационными ресурсами, потребностями и продуктами.

Движение информации между уровнями в этой модели подчиняется определенным ранее законам информатики. Если условно разделить производимую на каждом уровне информацию на информацию внутреннего и внешнего назначения, то можно обнаружить общую тенденцию для информационных продуктов всех уровней этой модели. Она заключается в существенном преобладании объемов производимой информации внутреннего назначения над объемами производимой информации внешнего назначения.

Каждый знает по себе: сколь много вариантов нового информационного продукта приходится произвести человеку, прежде чем он остановится на окончательном виде продукта, предназначенном для использования своими смежниками по информационному производству. Общение людей в одной организации гораздо интенсивнее общения этой организации с другими организациями и т. д.

Соотношение между указанными видами информационных продуктов определяется давно подмеченной эмпирической формулой 80:20 (закон Парето). Условность этого отношения очевидна.

Такому же соотношению подчиняются объемы нижнего и верхнего потребления информации внешнего назначения. Под верхним потреблением мы понимаем использование информационного продукта, произведенного на каком-либо уровне рассматриваемой модели, информационными производствами в более высоких уровнях, а под нижним потреблением – использование того же продукта информационными производствами, находящимися на том же или более низких уровнях в модели.


На главную