Защита информации в компьютерных сетях

Нормативная документация

Понятие «нормативный документ» будем употреблять в узком смысле: документ, устанавливающий нормы и нормативы (расчетные величины всех видов затрат) на производство информационных продуктов и услуг.

Это допущение необходимо для того, чтобы не отождествлять понятия «нормативный» и «регламентирующий» применительно к документационному обеспечению информационных технологий.

В промышленности норма характеризует максимально допустимую абсолютную величину затрат живого и овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции или выполняемых работ в определенных условиях производства. Исключение составляет норма выработки – минимальная величина выпуска продукции в единицу времени.

Норматив является обобщенным показателем, характеризующим степень использования производственных ресурсов. Нормативы могут выражаться абсолютными значениями (нормативы штатной численности, запаса ресурсов, длительности процессов и т. п.) и относительными величинами (себестоимость – денежный эквивалент всех видов затрат на единицу продукции, удельная трудоемкость – затраты времени на производство единицы продукции, фондовооруженность – стоимость основных производственных фондов в расчете на одного работника и т. п.). Следовательно, нормативная документация содержит заданные количественные параметры производства: его объемов, эффективности, расхода ресурсов, технической оснащенности и тому подобных характеристик.

Существуют различные методы разработки нормативных документов:

• расчетно-аналитический: на основе сочетания экономических расчетов всех видов затрат с анализом производственных условий;

• опытный: на основе наблюдений за производственным процессом и замера фактических затрат времени, расходов материалов и других ресурсов на выпуск продукции и предоставление услуг;

• отчетно-статистический: на основе отчетно-статистических данных о среднем расходе единиц нормирования за предыдущий период;

• метод заимствования: использование норм, разработанных для других предприятий, организаций, отраслей или сфер деятельности.

Использование любого метода нормирования (или их сочетания) требует специальных знаний и определенных навыков. Поэтому централизованная подготовка нормативной документации обладает очевидными преимуществами в плане эффективного использования интеллектуального потенциала, радиальной организации работ и прогнозируемого результата.

Все охарактеризованные выше нормы и нормативы находят применение в информационном производстве, обычно в виде отраслевых или межотраслевых норм времени на основные информационные процессы или норм выработки отдельных видов информационной продукции, типовых нормативных сроков выполнения отдельных видов работ, нормативов трудоемкости, ресурсной обеспеченности, расхода материалов, эффективности и тому подобных регламентов. Сложность научно обоснованного нормирования длительности и трудоемкости информационных процессов обусловлена преимущественно интеллектуальным характером деятельности, связанной с созданием, семантической обработкой, поиском информации, предоставлением информационных услуг.

Организационная документация

Организационная документация – комплект документов, определяющих содержание, порядок, основные направления, организационно-функциональную структуру деятельности, права и обязанности исполнителей и потребителей.

Специфика организационно-методического обеспечения информационного производства обусловлена тем, что номенклатура документов, как правило, не ограничивается традиционными для других сфер деятельности положениями о структурных подразделениях, отдельных направлениях деятельности, инструкциями, рекомендациями, указаниями – регламентами ведения работ или исполнения должностных обязанностей. Информатизация как глобальная тенденция общественного развития нашла свое выражение, в частности, во внедрении в различные сферы человеческой деятельности (управление, производство, научные исследования, образование и др.) автоматизированных информационных систем (АИС) различного назначения. Проектирование, разработка и эксплуатация АИС требуют соответствующего документационного обеспечения.

Документация на автоматизированную систему – это комплект взаимоувязанных документов, полностью определяющих технические требования к АС, проектные и организационные решения по созданию и функционированию АС. В состав этого комплекта входят следующие виды документации:

• техническое задание – документ, определяющий назначение и цели системы, требования к ней, состав и содержание работ по созданию, приемке и вводу системы в эксплуатацию, источники исходных данных, план-график выполнения работ;

• технический проект – комплект документов, содержащий основные проектные решения по системе в целом: описание функций, задач, алгоритмов их решения, обеспечивающих подсистем; схему организационной структуры, проектную оценку надежности системы, смету затрат, оценку эффективности и др.;

• рабочая документация – комплект документов, содержащий взаимоувязанные решения, необходимые и достаточные для комплектации-монтажа, наладки и функционирования АИС, ее проверки и обеспечения работоспособности (паспорт системы, структурные схемы и чертежи, план расположения оборудования, программа и методика испытаний и др.);

• приемочная документация – документация, подтверждающая готовность АИС к приемке ее в эксплуатацию, соответствие системы нормативным требованиям (акты завершения работ, приемки в опытную и промышленную эксплуатацию, протокол испытаний, протокол согласования);

• эксплуатационная документация – часть рабочей документации, предназначенная для использования при эксплуатации АИС, определяющая правила действия персонала и пользователей системы (технологическая инструкция, руководство пользователя, ведомость потребности в материалах и др.).

Эксплуатационная документация по своему содержанию и назначению приближается к технологической.

7.5. Технологическая документация

Технологическая документация – результат документирования процесса труда, документ или комплект документов, определяющий требования к отдельным технологическим процессам и операциям, к организации производственного процесса в целом.

Информационная технологическая документация должна отражать следующие характеристики информационных процессов:

• область применения – требования к информационному технологическому процессу, условия его реализации;

• организация технологического процесса – состав используемых технических средств с их характеристиками, состав расходных материалов с нормами расхода, состав используемых программных средств, состав используемых информационных ресурсов;

• алгоритм технологического процесса – состав, содержание и последовательность технологических операций;

• состав, квалификационные требования и права доступа к выполнению технологического процесса персонала и пользователей;

• требования к качеству и приемке работ – перечень технологических операций, подлежащих контролю, виды и методы контроля, используемые приборы, оборудование и программы;

• калькуляция затрат труда, времени, стоимости выполнения работ;

• график выполнения технологического процесса – графическое отображение последовательности и продолжительности выполнения технологических операций;

• мероприятия по технике безопасности и правила безопасного выполнения работ;

• технико-экономические показатели эффективности и качества.

По форме технологические документы могут быть текстовыми, графическими, табличными.

Объектами регламентации служат:

• отдельные технологические операции (операционная карта, карта описания технологической операции);

• отдельные технологические процессы (технологические и блок-схемы, оперограммы, технологические инструкции, маршрутные карты);

• производственный процесс в целом (классификаторы процессов, операций, разрядов работ, графики выполнения работ, технологические ведомости и др.).

Поскольку технологическую документацию отличает четкость предписаний, активное использование формализованных алгоритмов (как альтернатива интуитивным действиям в сложных производственных ситуациях), то к ее форме (а не только к содержанию) предъявляются вполне конкретные требования:

• информативность – соответствие формы функциональному назначению документа;

• долговечность – возможность длительного использования документа в рабочем состоянии;

• эргономичность – необходимость учета физиологических и психологических свойств пользователя;

• технологичность – удобство оформления и обработки документа при его создании и переносе на машиночитаемые носители;

• единообразие – учет требований к форме, предъявляемых регламентами на разработку документа;

• универсальность – возможность применения формы документа для разработки документов различными методами проектирования (в т. ч. и автоматизированного).

Разработка отвечающей вышеперечисленным требованиям технологической документации является необходимым условием и объективной предпосылкой оценки эффективности информационного производства и качества производимых продуктов и услуг.

Контрольные вопросы

В каких видах регламентирующих документов следует искать дефиниции базовых понятий в области ИТ?

В каких видах регламентирующих документов следует искать алгоритмы информационных технологических процессов?

В чем сходство и различие организационной и технологической документации?


На главную