Защита информации в компьютерных сетях

Компонентная структура информационной технологии

Информационная технология обладает всеми атрибутами технологии практической деятельности и характеризуется собственной целью, предметом, ресурсами, процессами и результатами. Поэтому ее можно использовать для системного описания информационного производства (рис. 5).

С технологической точки зрения информационное производство – это осуществляемое в определенных организационных условиях регламентированное воздействие исполнителя информационного процесса с помощью средств производства на исходную информацию (предмет труда) с целью получения новой информации (информационного продукта) или предоставления информационной услуги.

Специфическая цель информационной технологии – эффективное производство информационной продукции и рациональное использование информационных ресурсов в процессе удовлетворения информационных потребностей пользователей.

 


Рис. 5. Технологическая структура информационного производства

В качестве предметов информационной технологии (объектов преобразования) выступают информация (преимущественно документная) и запросы потребителей.

Номенклатура и содержание процессов информационной технологии информационной наукой и практикой однозначно не определены. В нормативно-правовых актах по вопросам информатизации, научной и учебной литературе к информационным чаще других причисляются процессы сбора, обработки, накопления (организации), хранения, поиска и распространения информации.

В структуре ресурсов информационной технологии определяющее значение имеют:

• информационные ресурсы (документы, данные и организованные массивы документов и данных);

• кадровые ресурсы (информационные специалисты, обеспечивающие проектирование, разработку и реализацию информационных процессов и контроль за их выполнением; технический персонал, реализующий техническое, хозяйственное, инфраструктурное сопровождение информационного производства и информационного сервиса);

• материальные ресурсы (производственные здания, производственные линии, участки, информационно-телекоммуникационные системы, расходные средства и материалы);

• финансовые ресурсы.

Информационная технология располагает специфическими обеспечивающими средствами, среди них:

• технические (ЭВМ и периферийное оборудование, издательские комплексы, каналы и средства связи, организационная техника, транспортные средства и др.);

• лингвистические – естественные и искусственные языки (информационно-поисковые, программирования, алгоритмизации, манипулирования данными и др.);

• математические (модели реализации информационных процессов, принятия решений и др.);

• программные (операционные системы, системы программирования, базовое и прикладное программное обеспечение).

Регламентирующая документация – совокупность организационных, нормативных, методических, технологических документов, предъявляющих требования к основным компонентам информационной технологии, обеспечивающих нормализацию информационного производства, его унификацию и стандартизацию.

Производственная структура – совокупность структурных подразделений информационного учреждения или информационной службы с указанием функциональных и технологических связей между ними.

Результатом информационной технологии выступают разнообразные по содержанию и форме информационные продукты и услуги (ИПУ).

Качественную специфику информационной технологии определяют следующие ее компоненты: виды и содержание информационных процессов, состав и структура ресурсной базы, номенклатура инструментальных (технических, программных, лингвистических) средств, способы организации производственного процесса.

 

Информационная технологическая система

От характеристики отдельных компонентов информационной технологии логично перейти к выявлению координационных и субординационных связей между ними. Это позволит построить технологическую модель информационной системы, установить характер и направленность ее внутренних и внешних связей (рис. 6). Подобная модель может служить графической иллюстрацией к определению информационной системы, установленному законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации» [30].

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Весьма абстрактная технологическая модель отражает различные виды протекающих в информационной системе процессов. К их числу относятся:

• собственно «производственные» процессы – технологические процессы и операции, результатом которых становится конечный «продукт» (информационный продукт или информационная услуга);

• управленческие процессы, включая регламентацию (нормативно-методическое обеспечение), регулирование, входной, текущий и итоговый контроль, оценку качества произведенного продукта, предоставленной услуги;

• обеспечивающие процессы – выбор (приобретение) необходимых информационной системе ресурсов и средств производства.

 


Рис. 6. Технологическая модель информационной системы

Информационная технологическая система, преобразующая документированную информацию в актуальные для пользователей информационные продукты и услуги, реализует стандартный набор функций (информационных процессов):

1) сбор исходной информации – основного «сырья» и ресурса информационной системы;

2) передача (транспортировка) информации с входа на выход информационной системы;

3) накопление и хранение информации в информационных массивах;

4) поиск информации по содержательным и формальным признакам;

5) отбор (отторжение, не отвечающей заданным критериям) информации;

6) структурирование (организация) информации в информационной системе и сетях коммуникации;

7) концентрация (свертывание) информации в потоке и массивах;

8) размножение информации путем ее копирования и тиражирования;

9) переработка (преобразование) исходной информации в соответствии с запросами и информационными потребностями пользователей.

Информационные системы имеют чрезвычайно широкий спектр применения в науке, промышленности, управлении, экономике, финансах, образовании, политике, искусстве, частной жизни. Современные информационные системы базируются на автоматизированных информационных технологиях. Различают следующие виды автоматизированных информационных систем:

• измерительные (информационно-измерительные – ИИС);

• вычислительные (информационно-вычислительные – ИВС);

• проектные (проектно-конструкторские – ПКС, системы автоматизированного проектирования – САПР);

• управленческие (управленческие информационные – УИС, автоматизированные системы управления производством – АСУП, автоматизированные системы управления технологическими процессами – АСУТП);

• исследовательские (автоматизированные системы научных исследований – АСНИ);

• связи (информационные системы связи – ИСС);

• справочные (справочные информационные – СИС);

• информационно-поисковые (ИПС);

• испытательные (автоматизированные системы контроля измерений – АСКИ);

• обучающие (ОИС, автоматизированные обучающие системы – АОС);

• прочие.

Многие современные информационные системы строятся по стандартам открытых систем (Open Systems Interconnection – OSI). Это обеспечивает реальную возможность взаимодействия с другими информационными системами. Подобные системы имеют распределенную структуру, позволяют переносить программное обеспечение и информационные ресурсы с одной программно-технической платформы на другую. Технология открытых систем решает проблему создания единого информационного пространства в любых территориальных границах.

В ряду информационных систем различного назначения для специалистов библиотечно-информационной сферы особый интерес представляют Интернет и электронные библиотеки.

Интернет – глобальная информационная система, объединяющая множество информационных сетей (межгосударственных, национальных, региональных, локальных) каналами связи и едиными для всех ее участников правилами доступа к информации и организации ее использования. Эти правила определяются протоколом передачи данных в Интернет TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). Верхний уровень структуры Интернета составляет система опорных сетей, как правило, имеющих континентальный и межгосударственный статус. Средний уровень представлен региональными сетями, которые присоединяют к опорной сети информационные ресурсы регионов. Местный (локальный) уровень образуют сети различных организаций, корпораций, университетов, библиотек и т. п., подключенные к региональным сетям, обеспечивающим, в свою очередь, доступ к опорным сетям.

Пользователь, подключенный к Интернету посредством телефонной линии (через модем), через кабельную сеть телевидения, радиоканал или спутниковую связь, получает доступ к сервисам глобальной сети, это:

• электронная почта (E-mail) – оперативный обмен сообщениями по телекоммуникационным каналам, скорость пересылки писем и иных сообщений (вложенных файлов) составляет в среднем несколько минут;

• списки рассылки (Mailing Lists) – рассылка сообщений (информационных, рекламных, учебных, справочных) всем подписчикам за счет объединения по одним адресом электронной почты адресов многих пользователей;

• телеконференции (Usenet) – пересылка сообщений, сгруппированных по определенному признаку (теме телеконференции) по принципу «от одного ко многим», для обмена новостями и мнениями, проведения дискуссий; каждый подписчик имеет возможность обратиться к интересующему его разделу и получать все поступающие туда новости или посылать свою информацию;

• FTP (File Transfer Protocol) – доступ к файлам в файловых архивах, пересылка файлов большого объема, хранящихся в удаленных компьютерных системах; метод передачи файлов и одно из базовых приложений Интернета, предназначенное для обмена данными между персональными компьютерами;

• WWW – (World Wide Web) служба прямого доступа, позволяющая интерактивно взаимодействовать с представленной на Web-серверах информацией;

• служба IRC (Internet Relay Chat) – система разговорных комнат Интернета для ведения текстовых переговоров в режиме реального времени;

• IР-телефония – компьютерная телефония, обеспечивающая все виды телефонной связи, включая сотовую, факсимильную, пейджерную, соединение осуществляется через Интернет посредством использования IР-адресов;

• услуги поиска информации, реализуемые посредством: а) указания конкретного адреса web-страницы, на которой расположен необходимый пользователю ресурс; б) использования поисковых машин и каталогов Интернета (тематический поиск, поиск по произвольно сформулированному запросу с выдачей списка адресов web-страниц, содержащих, «по мнению» поисковой системы, запрошенную пользователем информацию) и др.

Электронная библиотека – это распределенная информационная система, позволяющая формировать, хранить и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов, предоставляя доступ к ним через глобальные сети передачи данных в удобном для пользователя виде. Авторитетный специалист в области электронных библиотек В. Армс [3] к их отличительным особенностям и «потенциальным преимуществам» относит следующие:

• появляется реальная возможность доставлять информацию непосредственно на рабочий стол пользователя;

• компьютерные технологии расширяют возможности поиска и обработки информации;

• размещение цифровой информации в сети делает ее доступной для неограниченного круга пользователей;

• облегчается процесс актуализации информации;

• снимаются временные ограничения на использование информации («двери цифровой библиотеки открыты всегда»);

• происходит диверсификации видов и способов доступа к информации;

• в перспективе возможна эволюция электронных библиотек в направлении нетрадиционных информационных сервисов: превращение их из статических хранилищ (репозиториев) электронных документов в информационно-телекоммуникационные центры, обеспечивающие обмен идеями и реализацию корпоративных проектов.

Современные информационные системы ориентированы на массового пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области программирования и компьютерной техники. Как правило, они обладают простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, комфортны в эксплуатации, предоставляют пользователю широкие возможности доступа к информации.

Контрольные вопросы

Какое влияние информационные революции оказывали на развитие информационных технологий?

Каково соотношение понятий «информационная деятельность», «информационное производство», «информационная технология»?

Какие существенные признаки информационной технологии отличают ее от других объектов и систем?

Каковы основные свойства и направления развития информационных технологий?

Какова связь между компонентной структурой информационной технологии и технологической моделью информационной системы?


На главную