Технология фотосъемки

Не раз при рассуждениях о фотографии — ее языке, жанрах — мы говорили о способности воплощения авторских намерений человеком с камерой. При этом замысел и воплощение мы рассматривали в неразрывном единстве. Пытались, где возможно, показать своеобразие не только содержания, но и формы, проанализировать, насколько удачно их соответствие. Однако, кроме единства внутри произдения, существуют общности принципов, присущих ряду работ, а может, работам ряда авторов, представляющих собой школу, определенный этап, исторический период в развитии фотографии. Недаром, когда мы говорим «ранняя дагерротипия», «советский репортаж 20-х годов» или «творчество А. Картье-Брессона», то, даже не приводя в пример конкретных снимков, понимаем, о какого рода творческом единстве идет речь. [an error occurred while processing this directive]

Не секрет, что в снимках каждого крупного фотомастера легко обнаружить совокупность предпочитаемых им средств. Опытный зритель может определить авторство снимка даже в тех случаях, когда имя фотографа не названо. В ходе атрибуции учитывается многое: и круг предпочитаемых тем, и характер разработки сюжета, и жанровые пристрастия, и композиционные построения. Все это составляет индивидуальную творческую манеру мастера, его неповторимый почерк. Достаточно познакомиться с трудами С. Морозова, много написавшего об отечественной светописи, или П. Поллака, исследовавшего западное фототворчество, чтобы обнаружить: в процессе анализа работ отдельных мастеров становится явственной их творческая индивидуальность. Чем полнее узнаем мы биографию фотографа, чем больше видим сделанных им снимков, тем четче становятся наши представления о его манере.

Нередко бывает так, что манера отождествляется с излюбленным техническим приемом автора. В этом, несомненно, есть свой резон: снимок является произведением технического искусства. И все же манеру следует толковать шире, чем прием. Приведу примеры из истории портретного жанра. Упоминавшаяся нами ранее англичанка Джулия Маргарет Камерон оставила коллекцию замечательных фотопортретов, в которых применен один и тот же нехитрый прием: она снимала со сбитием фокуса. Историки считают, что Камерон находилась в зависимости от не очень качественной техники. Будучи непрофессионалом, она создавала, по выражению одного из них, «примитивные» портреты, вовсе не задумываясь над эффективностью этого приема. Но если говорить о творческой манере, присущей Камерон, то она отнюдь не ограничивалась размытым рисунком. В ее манере главным было — своеобразие рассказа о людях. Снимая выдающихся представителей культуры и науки, Камерон умела передать в их лицах напряженную жизнь Духа. Характерно, что в тех случаях, когда ей приходилось снимать людей заурядных, мы не узнаем неповторимую манеру портретистки: прием так и остается приемом, которым в истории фотографии пользовались бессчетное количество раз.

Другой замечательный портретист — наш соотечественник М. Шерлинг — также имел свой «фирменный» прием съемок. Он, как и некоторые его коллеги, предложил освещать модель одним источником света. Несмотря на то что все пособия по фотографии утверждают невозможность создания полноценного портрета, если используется менее трех, в крайнем случае двух источников света, Шерлинг своей творческой практикой убедительно доказал обратное. Теперь этим приемом пользуются даже начинающие любители. Однако, утратив неповторимость технического приема, Шерлинг сохранил в неизменности своеобразие творческой манеры. Ее-то никто повторить не способен. Она в истории фотографии остается единственной. Характерно, что и здесь формальный прием оказался органически связанным с творческой индивидуальностью фотохудожника. М. Шерлинг всегда стремился раскрыть характер человека через внутреннюю наполненность личности, ее высокий духовный потенциал. Поэтому прием оказался предельно содержательным. Один источник света давал резкую, крупную лепку лица, подчеркивал в нем духовное начало, силу, характерность. Аскетизм фотографических средств гармонировал с сосредоточенностью и цельностью портретируемых людей.


ДЖ. КАМЕРОН
ПОРТРЕТ Г. ЛОНГФЕЛЛО. 1868 г.


М. ШЕРЛИНГ
Ф. ШАЛЯПИН В РОЛИ
МЕФИСТОФЕЛЯ. 1910 г



А. РОДЧЕНКО
СКАЧКИ. 1935


На главный раздел сайта: Выполнение курсовых