Технология фотосъемки

Приведу в пример «Встречу челюскинцев» А. Шайхета. Репортер запечатлел яркий момент: на едущие по столичным улицам украшенные цветами автомашины с героями-челюскинцами с неба сыплются приветственные листовки. Тысячи бумажек, летящих в воздухе, белеющих на радиаторах машин, опустившихся на мостовую, — создают затейливый, пестрый, нарядный хоровод. Фотографическая оптика при этом творит не укладывающееся в обычную логику чудо: ослепительно белые листовки, сверкающие на фоне черных автомашин и темных домов, становятся вдруг темными там, где они читаются на фоне светлого неба. Встреча челюскинцев, судя по освещению, происходит в пасмурный день, однако снимок Шайхета буквально сверкает, искрится светом. И еще: мы не видим здесь ни самих героев, ни встречающих их людей, событие показано общим планом. Но атмосфера праздничной приподнятости безошибочно воссоздана с помощью светотональных бликов. Шайхет показал, как выразительно может быть обы'гран светом объект даже в тех случаях, когда нет отчетливых источников освещения. Использование светотональных контрастов позволяет и при рассеянном свете получать богатую изобразительную палитру. Что же тогда говорить о снимках, в которых светотеневые отношения диктуются откровенно присутствующим в кадре источником света — естественным или искусственным?! [an error occurred while processing this directive]

Праздником света был ранее приводимый нами снимок А. Скурихина, сделанный в цехе Кузнецкого паровозостроительного завода. Столбы солнечного света могучим потоком низвергаются откуда-то сверху, заливая все пространство цеха. Тяжелые металлические конструкции, портальные краны, фермы — все теряет свой вес, растворяясь в световой стихии. Помещение цеха обретает непривычную высоту и простор: кажется, будто у него нет крыши, что он находится под открытым небом. Даже паровоз, чернеющий в левой части композиции, лишен материальной плотности и не нарушает общей световой гармонии. В нескольких местах, на большой высоте, композицию перерезают боковые световые потоки, перпендикулярные первым. Свет встречается и борется со светом, усиливая и без того могучую изобразительную симфонию. Я сознательно начал рассказ о светотональных градациях снимков на примере фоторепортажа, чтобы показать значение этого выразительного средства даже для документального творчества. Если же говорить об искусстве станкового фотопортрета, художественного фотопейзажа, фотонатюрморта, значение светотени, а на последних стадиях развития фотографии — и цвета, трудно переоценить. Тут уж, действительно, фотограф чувствует себя светописцем, и если он не владеет а достаточной степени этим средством, то никакая изобразительность в сфере ракурсов или планов не сможет спасти его от творческого поражения. . Как мы уже отмечали, фотографы прошлого столетия стремились доказать свое право быть причисленными к искусству. Они с упорством постигали такие важные в живописи понятия, как светотень, тон, композиция. Не имея в своем распоряжении цвета, фотохудожники научились передавать светотональные градации внутри одного черно-белого регистра. Возникла и получила широкое распространение в среде фотографов тяга к мягкорисующей оптике (вплоть до одной линзы-монокля, заменявшей сложный, многолинзовый объектив). С ее помощью предметный мир рисовался будто окутанный световоздушной средой.


Я. СУДЕК
ИЗ СЕРИИ «ИЗ ОКНА МОЕЙ СТУДИИ»


А. ШТЕРЕНЕРГ
МАТЕРИНСТВО


На главный раздел сайта: Выполнение курсовых