Технология фотосъемки

Взаимоотношения с персонажами во время съемки во многом определяют качество будущей работы, Если с людьми удалось нейти общий язык, установить доверительные отношения, то дело идет легко и автору остается решать чисто фотографические задачи. Когда человек не чувствует скованности, не изображает кого-то перед камерой, а ведет себя естественно, фотограф свободен в выборе точки съемки, момента, может попросить изменить позу, занять другое место и т. д. Словом, занимаясь портретной или жанровой съемкой, любитель обязательно сталкивается с проблемой: как общаться со своими героями, не задевая их достоинства и в то же время добиваясь своей цели.

«СКРЫТАЯ КАМЕРА»

В жанровой фотографии, показывающей различные стороны и явления обыденной жизни, самым распространенным типом снимка является подсмотренная несрежиссированная сценка. Такие кадры обычно делают, используя метод репортажной съемки. Принцип метода в том, что автор не вмешивается в ситуацию и, значит, не может снимать как ему угодно. Если работа над портретом позволяет заранее в той или иной мере изучить героя, то здесь, встречаясь с незнакомыми людьми, иногда в считанные секунды нужно оценить обстановку и принять решение. Потому что выразительный момент может возникнуть внезапно, так же быстро исчезнуть и надо быть готовым к этому. Но как остаться «невидимым», чтобы по ходу съемки не спугнуть живое течение жизни? Практика дает ответ: следует снимать «жизнь врасплох», «скрытой камерой», «Скрытая камера» была особенно популярна лет 15—20 назад, хотя, что это такое, многие знали понаслышке. Однажды в редакцию «Советского фото» пришло даже письмо с просьбой помочь приобрести «скрытую камеру». Его автор не подозревал, что в «скрытую» может превратиться любая фотокамера, если люди не замечают, что их снимают.

Довольно типичный пример такой съемки — работа О. Бурбовского «Поэзия». Кого из фотолюбителей не привлекали разнообразием сюжетов сценки на городских улицах: люди отдыхают, читают, беседуют. То и дело меняется очередная картинка, и наблюдательный фотограф выбирает момент, рисующий человеческие характеры, ждет, когда ситуация станет любопытной. Вот и Бурбовский нашел в этом мотиве поэзию и прозу будней. Сюжет снимка он строит на контрасте романтического облика молодой девушки, на минуту оторвавшейся от книги, и женщины средних лет, занятой прозаическим делом (она подкрашивает губы). Дополняют эпизод фигуры беседующих селян, которые вносят в сцену свою характерность. Они чуть размыты нерезкостью первого плана и сидят вполоборота к зрителю. На заднем плане угадывается уличная толпа, залитая солнечным светом, на ее фоне отчетливо просматриваются лица главных героев, затененные листвой. Хорошо переданы психологическое состояние персонажей, атмосфера летней улицы южного города. Автору помогло то, что снимал он телеобъективом, оставаясь незамеченным.


О. Бурбовский
"Поэзия"
Появление светосильной телеоптики с большим фокусным расстоянием расширило возможности подобной съемки, камера действительно становилась неприметной, скрытой. Но сильные телеобъективы придавали кадру фрагментарность, изолировали модель от среды и снимок терял жизненные подробности. Снимать ими было непросто, требовался штатив или, по крайней мере, хороший упор. Зато можно было издали наблюдать за героем, не докучая ему и терпеливо выжидая момента его самовыражения, как это и сделал Р. Агасьянц во время работы над портретом олимпийской чемпионки Е. Петушковой, используя телеобъектив «МТО-500». Случай несколько иной: человек знает, что его снимают, но не знает когда. Фотограф словно тень следует за ним, камера всегда наготове, к ней привыкают и перестают обращать внимание. Так и говорят — «привычная камера». Тут можно обойтись и без длиннофокусного объектива. Используя прием «привычной камеры», опытные авторы работают с нормальной оптикой и даже «широкоугольником» так, что создается полный эффект камеры скрытой. Значит, дело не в объективах, а в умении установить контакт с героями снимка. Много интересного на этот счет дает опыт крупных мастеров фотографического портрета.
Р. Агасьянц
"Елена Петушкова"

На главный раздел сайта: Выполнение курсовых