Технология фотосъемки

Чтобы понять человека, фотограф общается с ним. Свое понимание человеческого характера, ситуации он стремится выразить в снимке. И если это удалось, то между снимком и зрителем также возникает контакт, свойства которого различны и зависят от способа общения персонажа с камерой. Например, во многих портретных работах взгляд модели устремлен прямо на зрителя, впечатление таково, будто герой снимка непосредственно обращается к нему, а пространство кадра составляет одно целое с его жизненным пространством. Впечатление усиливается, если план укрупняется.

Ощущение прямого контакта с изображенным на снимке человеком возникает как следствие прямого направленного общения персонажа с фотокамерой в момент съемки. Так снимали в эпоху дагерротипов и позже, когда время экспозиции измерялось долгими секундами и надо было, не двигаясь, смотреть в объектив. Отсюда единая стилистика таких портретов и их особая убедительность. Разглядывая подобные снимки, трудно отделаться от ощущения, что запечатленные на них люди ведут с нами нескончаемый безмолвный диалог, и этот эффект возрастает, когда размеры портрета увеличиваются. Живописцы давно использовали этот прием, желая придать изображенному на полотне лицу пронизывающий взгляд, а посетители музеев до сих пор изумляются тому, что взгляд этот преследует их в любом уголке зала да еще кажется, что и голова на портрете поворачивается вслед за ними.

Прямо на нас смотрит снятая в фас девочка на снимке В. Зайцева «Бусы из рябины». Автор усадил ее у окна, зная, как красиво проработает падающий оттуда свет форму и фактуру, мягко смоделирует лицо и оживит возникающими бликами взгляд. Но в данном случае интересно, как фотограф настроил ее на общение с камерой. Активность этого общения навсегда осталась в снимке, и она-то питает контакт снимка со зрителем. Взгляд девочки мягок, ненавязчив, но в нем есть немой вопрос и кажется, что она всматривается в нас и ждет ответа на него. Композиционное решение кадра подчинено задаче вызвать ощущение интимности диалога со зрителем, подчеркнуть, что девочка рассматривает нас, говорит с нами. И рябиновые бусы, и ветка на окне, и полумрак комнаты — все настраивает зрителя на серьезный доверительный разговор с вступающим в жизнь маленьким человечком.

В. Зайцев
"Бусы из рябины"
Примерно так же строил взаимоотношения с героем Ю. Шпагин, снимая крупноплановый портрет сына. Однако по его работе видно, как декоративное начало (автор использовал технику изогелии) уменьшает контактность с изображенным на портрете человеком. В распоряжении фотографа немало выразительных средств, позволяющих усилить или ослабить впечатление прямого контакта зрителя с героями снимка. Скажем, достаточно на готовом отпечатке сделать ретушью блики на зрачках, чтобы взгляд модели, стал энергичнее, осмысленнее, а воздействие снимка возросло.
Ю. Шпагин
"Сын"
Взгляд человека, отведенный в сторону, придает портрету иное качество: впечатление интимного контакта с ним ослабевает, герой словно отдаляется от зрителя, уходит в мир собственных мыслей и чувств. Отдаляется от зрительского пространства и пространство снимка, между ними возникает отчетливая граница. Фотография гимнастки Л. Турищевой, сделанная В. Егоровым, хорошо иллюстрирует эту закономерность.

В. Егоров
"Людмила Турищева"

Наконец во многих работах герои живут и действуют, как бы не ведая, что камера, а вслед за ней и зритель наблюдают за ними. Прямого контакта между ними нет, есть прозрачная, но непроницаемая стена. Зритель тут — не участник диалога, но сторонний наблюдатель. Таким образом, тип контакта героя (или героев) с камерой определяет зону контакта зрителя со снимком.



На главный раздел сайта: Выполнение курсовых