Технология фотосъемки

В книге «Творческая фотография» С. Морозов рассказывает, как работал в начале века немецкий фотограф Р. Дюркооп. Вместо ателье он использовал уютно обставленную комнату, где беседовал с человеком, которого должен был снимать. Стараясь понять его характер, изучал выражения лица, жесты, иногда откладывал съемку на другой день или предлагал фотографироваться в иной ситуации. Ассистент вносил в комнату камеру на легком штативе прямо перед съемкой, Дюркооп делал несколько кадров, не прерывая разговора, чтобы «человек не мог скрыться за привычной маской» или сосредоточиться на том, что его снимают. Дюркооп верил в то, что естественное поведение модели по ходу общения выражает ее индивидуальность и поэтому добивался естественности от своих клиентов. Видимо, сам он был неплохим психологом. Сделанные им портреты и сегодня представляют интерес психологической разработкой характеров. Еще пример. Классик фотопортрета американец Ф. Холсман, говоря о принципах работы с моделью, отмечал, что существуют такие «минуты правды», когда выражение лица человека открывает суть его характера. Не полагаясь только на волю случая, он сам участвовал в создании таких моментов, ведя со своими героями разговоры, помогающие людям выявить свои характерные черты и забыть, что они позируют. Поэтому, считал Холсман, если позволяет время, надо стараться как можно больше узнать о портретируемом, чтобы задавать ему квалифицированные вопросы.

Итак, снова общение, диалог с моделью, результатом которого должен стать момент проявления характера в «минуту правды». Общение, разговор помогают герою забыть, что он позирует перед камерой, кроме того, мастер оставляет возможность случаю проявить себя, предполагая использовать неожиданные штрихи в поведении персонажа, которые могут возникнуть спонтанно. С той или иной вариацией такой подход используют большинство фотографов-портретистов, хотя, конечно, у каждого свои профессиональные приемы. Современный французский мастер А. Дюмини, за плечами которого более чем тридцатилетняя практика портретирования, придерживается правила: никогда не режиссировать позы моделей. Посетитель студии располагается в удобном кресле и, когда видит укрепленное под объективом камеры зеркало, то обычно улыбается, начинает приводить что-то в порядок, незаметно для себя принимая привычную позу. Тут же фотограф начинает с ним беседу, не обращая никакого внимания на заранее приготовленный фотоаппарат. Ничто так не располагает человека, считает Дюмини, как разговор о его работе, в самый непринужденный момент которого будет нажат дистанционный спуск. Известный советский фотохудожник В. Малышев считал несущественным, как сделан портрет: «скрытой» или «привычной» камерой, репортажно или в студии — главное, чтобы на снимке был живой думающий человек. Характер можно «увидеть», почувствовать и тогда, когда человек находится перед камерой и знает, что его будут фотографировать. Внимательное наблюдение за ним во время дружеского общения позволяет распознать внутренние качества и отразить их в портрете. Малышев придавал большое значение сотрудничеству с моделью в процессе съемки. Обсуждая детали костюма, внешности, объясняя свой замысел и вытекающие из него требования к поведению портретируемого, он стремился к полному взаимопониманию с героем.

Важная деталь. Каждый из упомянутых мастеров так или иначе устанавливал доверительные отношения с моделью, чтобы затем по ходу общения уловить момент, когда характер наилучшим образом раскроется во внешнем поведении. В этот момент производилась съемка. Можно сказать, что фотограф репортажно фиксировал свой контакт с героем. Понятно, что без располагающего общения, доверия к фотомастеру «решающий момент» проявления личности просто не состоится. Но как уловить миг взаимного общения, позволяющий заглянуть во внутренний мир человека? Тут, конечно, многое зависит от творческой интуиции. Замечательный мастер фотопортрета А. Штеренберг утверждал, что она формируется практикой, длительной профессиональной тренировкой. Он советовал постоянно и пристально наблюдать за людьми: «Всегда и везде люди вызывают у меня глубочайший интерес. Почему именно так сидит этот мужчина? Как он держит руки? Какой открытый взгляд у этого подростка! Вот интересный поворот женской головы... Постоянное наблюдение помогает впоследствии, при съемке, найти образное решение и при том — почти мгновенно».

Искусство проникать в доли секунды в суть явления предполагает высокую контактность со стороны фотографа. Ведь он обязан почувствовать событие изнутри, пережить его вместе с участниками, иначе невозможно попасть в ритм, — упустишь темп и потеряешь мгновение. Нужен контакт с событием.



На главный раздел сайта: Выполнение курсовых