Технология фотосъемки

Фотографов часто ругают за штампы. Им достается от зрителей, критиков, редакторов — и, надо сказать, не без оснований; на любой крупной фотовыставке посетитель может обнаружить, что такой-то мотив уже встречался, а такое вот решение было опробовано раньше. И в фотоклубах разбор снимков редко обходится без подобных упреков. Если прислушаться к критике, то легко убедиться, что она обращена к разным этапам работы над снимком и, стало быть, оценка «штамп» адресуется к различным моментам, по-своему влияющим на конечный результат. То есть штамп — явление неоднозначное.

Рискнем даже предположить, что в какой-то мере он приносит пользу. Позвольте, скажете вы, как же так — штамп и польза?

Но давайте вспомним, насколько прочно стандарты, стереотипы вошли в нашу жизнь, без них было бы довольно затруднительно существовать в мире науки и техники. Возможно, И фотографии не обойтись без штампа?

О ПОЛЬЗЕ СТАНДАРТА

В учреждении штампом называют специальные печати, их необходимость очевидна. Журнал, который у вас в руках, как и вся остальная печатная продукция, отпечатан со штампов — типографских матриц. А речевые штампы? Канцеляризмы несут в обиходную речь, в литературный язык уныние и однообразие, но без них не обойтись в деловой переписке, служебных текстах. Словом, какой бы вид человеческой деятельности мы ни взяли, стандартные решения так или иначе ему присущи. Размышляя о ремесле актера, Станиславский писал, что ничто не заменит живого чувства, и все же «ремесленные штампы терпимы хотя бы потому, что они не лишены смысла». Многие из них навсегда приросли к актерскому ремеслу и когда выполняют свое назначение, то полезны и необходимы.

То же можно сказать и о фотографии. Карточка на паспорт снимается по строго установленному шаблону, как, впрочем, и большинство юридических фотодокументов. Свои правила существуют для съемки иллюстраций в научной и технической литературе. А уж когда фотография используется как инструмент исследования, малейшие отклонения от заданной программы недопустимы, иначе не удастся сопоставить научные результаты. В каждом из приведенных примеров в той или иной степени заранее определены характеристики будущего снимка, начиная от типа фотоматериалов и параметров съемки до изобразительного решения. Это не говоря о том, что фотография как техническое средство вообще построена на технических стандартах: стандартны размеры негативов и отпечатков, фокусные расстояния объективов и рецептура растворов, чувствительность пленки и характеристики фотобумаги (контрастность, фактура). Только благодаря полной технической унификации фотография смогла стать тем, что она есть — массовым средством общения. Однако техника не исчерпывает многообразие светописи, это только одна ее грань, для полноты картины надо обратиться к творческой сторсне фотографии, где механический шаблон противопоказан, хотя свои рекомендации и правила существуют, и порой весьма строгие. Но в том-то и дело, что творчество допускает две возможности: следовать правилам или сознательно нарушать их.



На главный раздел сайта: Выполнение курсовых