Технология фотосъемки

Любой вид искусства имеет свои изобразительные средства и приемы, некую систему элементов, находящихся в определенных связях и составляющих образную структуру художественного произведения. Фотография также располагает рядом многочисленных приемов, вариации которых позволяют достигать различных изобразительных результатов. Композиция любого отдельного снимка и то или иное стилевое направление в фотоискусстве во многом зависят и от приемов, которыми пользуется фотограф. Поэтому совершенно очевидно, что для овладения мастерством фотолюбителю прежде всего необходимо знать все средства и приемы, которыми он может располагать, и научиться использовать их в практической деятельности. Мы остановимся в данной статье на выборе точки съемки, на возможностях использования ракурса в фотографии. Эти факторы оказывают существенное влияние на содержание, композицию, изобразительные достоинства будущего снимка. Работа над фотографией начинается с поиска конкретного сюжета, который затем в процессе съемки - «вписывается» в кадр. Для полной реализации замысла нужно выбрать точку съемки. Практически точек съемки существует бесчисленное множество, но всегда есть одна наиболее удачная. Найти ее — основная задача.

Часто, не мудрствуя лукаво, фотолюбитель обращается к центральной точке, когда оптическая ось объектива фотоаппарата является перпендикуляром к плоскости объекта съемки. Это обеспечивает элементарно простую фронтальную композицию снимка. Существуют еще боковые точки, высокие или низкие. По сравнению с центральной, так называемой лобовой, они позволяют увидеть объект съемки полнее, разностороннее, так как при этом он показывается не с одной, а с двух сторон. Так, например, дом, снятый под углом 45° к фасаду, выглядит на снимке объемнее, явственнее ощущается пространство, возникает представление о его размерах и пропорциях.

Невозможно рассмотреть все случаи выбора точки съемки, однако вполне возможно выявить некоторые бесспорные закономерности.
Сравним фото 1 и 2. Сюжет, снятый с нижней точки, значительно отличается на снимке от того же сюжета, снятого с верхней. Нижняя точка съемки лишила снимок многоплановости, пространственности, и детали всех планов в большей или меньшей степени спроецировали» друг на друга. Слишком много места в кадре заняло небо, горизонт сильно опустился книзу. Верхняя точка съемки «нарисовала» противоположную картину, выявила пространство и показала в его пределах каждую деталь.


Фото 1

Фото 2

Приведенные примеры не ставили целью доказать преимущества верхней точки над нижней Среди снимков на промышленную и строительную тему можно увидеть (в том числе и в прессе) довольно много работ, выполненных с применением резкого ракурса. Понятие «внутренняя форма» широко распространено в филологии Анри Картье-Брессона считают исключительно объективным фотографом, поскольку он не желает вмешиваться, подправлять увиденное. Никелированные части своей «лейки» он обматывает черной изоляционной лентой, чтобы блеск не отвлекал модель. Об этом говорят и другие его фотографии, например «Бутон розы». Одним из способов является, например, остроракурсная съемка. Предмет, увиденный под необычным углом, и сам кажется непривычным, неожиданным, а отсюда тем более наглядны, ощутимы становятся в нем элементы «внутренней формы». Фотографов часто ругают за штампы. Им достается от зрителей, критиков, редакторов — и, надо сказать, не без оснований; на любой крупной фотовыставке посетитель может обнаружить, что такой-то мотив уже встречался, а такое вот решение было опробовано раньше.

Расхожая мысль, что плохой фотограф отличается от хорошего тем, что у первого десять приемов съемки, а у второго — их сто, принципиально неточна. И у хорошего автора приемов может быть немного, суть в том, как он их применяет. Разнообразие результатов создается не обилием приемов, хотя, конечно, хорошо, если их много, а вниманием к многообразию и неповторимости живой жизни. У нас существуют определенные общие представления о видимом мире, которые вырабатываются общественной практикой. Например, когда фотолюбитель задумывает сделать характерный портрет мальчишки, он, естественно, следует при выборе героя сложившемуся стереотипному представлению В творчестве утверждение какого-либо правила существует рядом с его отрицанием Простейший из них и, наверное, самый доступный — снимок в негативном изображении. Много работ таким приемом не сделаешь, он быстро приедается, но действует безотказно, выразительность самого обычного сюжета резко возрастает (правда, при условии, что кадр немногословен по деталям — в противном случае возникает путаница). На заре развития фотографии она была уделом немногих посвященных. Но с приходом новых технологий, упрощающих конечную обработку изображений, фотография стала и остаётся одним из самых массовых увлечений, которому покорны все возрасты.

Взаимоотношения с персонажами во время съемки во многом определяют качество будущей работы В книге «Творческая фотография» С. Морозов рассказывает, как работал в начале века немецкий фотограф Р. Дюркооп. Вместо ателье он использовал уютно обставленную комнату, где беседовал с человеком, которого должен был снимать. Стараясь понять его характер, изучал выражения лица, жесты, иногда откладывал съемку на другой день или предлагал фотографироваться в иной ситуации. Чтобы понять человека, фотограф общается с ним. Свое понимание человеческого характера, ситуации он стремится выразить в снимке. И если это удалось, то между снимком и зрителем также возникает контакт, свойства которого различны и зависят от способа общения персонажа с камерой. Осваивая приемы репортажа, когда кадр фиксирует подлинный фрагмент действительности, фотолюбитель далек от мысли, что материал реальности можно преобразовать, трансформировать, чтобы добиться выражения замысла Человеческий глаз, как ни странно, является очень несовершенным оптическим прибором Подробные и фундаментальные сведения о восприятии человеком окружающего его пространства можно получить, прочитав книгу Б. В. Раушенбаха «Пространственные построения в живописи»


На главный раздел сайта: Выполнение курсовых