Технология фотосъемки

Александр Родченко говорил, что в фотографии композиция играет огромную и, может быть, решающую роль. Ну а как она возникает? Мастер приводил такой пример. Допустим, перед нами пейзаж; опушка леса, впереди дерево и рядом с ним хижина. Как все это скомпоновать в кадре? Оказывается, наше видение устроено так, что при наводке камеры дерево займет в видоискателе место справа, а хижина — слева.

Если мы начнем снимать опушку леса, то его начало расположится в кадре у правого края, а уходящая даль — слева. Если есть дорога, то и она непременно пойдет влево. Таково уж наше восприятие, (Конечно, поправку могут внести интересные облака или горы, так что даль и лес поменяются местами, но тогда уже мы фактически будем снимать облака или горы). Мы прошли в лес. Казалось бы, вокруг одно и то же — деревья, и притом одинаковые, снимать можно не выбирая. Но выясняется, что мы все-таки строим кадр так, чтобы справа были деревья или толще, или гуще, а дорожка почему-то опять пойдет влево. Так получается, если снимать, повинуясь привычному видению, не задумываясь над композицией. «Посмотрите тысячу пейзажей,— утверждал Родченко, — и 990 будут именно такими». Он приводил и другой пример. Вы решили снять девушку в кресле. Куда вы повернете кресло еще прежде, чем она сядет? Влево. На тысячу, портретов будет семьсот, где модель повернута налево, двести пятьдесят — анфас и пятьдесят — с профилем направо. Все эти стереотипы композиционных решений коренятся в свойствах нашего зрения, которые надо учитывать. Под композицией обычно понимают систему расположения предметов на снимке. На ее характер прежде всего влияет выбор точки съемки и ракурса. Камеру можно сместить вправо или влево, поднять вверх или опустить на землю. Можно подойти к объекту или отойти от него. В видоискателе хорошо видно, как меняется композиция при таких перемещениях. Строго говоря, один и тот же сюжет можно снять бесчисленным количеством способов только за счет изменения положения фотоаппарата. Поэтому нужно, чтобы камера занимала наиболее удачное положение в пространстве по отношению к объекту, отсюда начинается решение композиции кадра, которая, как органическое соединение зрительных элементов снимка, должна быть строго закономерна. Попробуем разобрать эти важные закономерности.



На главный раздел сайта: Выполнение курсовых