Технология фотосъемки

В пространстве этого кадра отчетливо просматриваются три плана: передний, средний и задний (нередко говорят: первый, второй, третий). Они отделены друг от друга посредством воздушной перспективы. Воздушная перспектива хорошо передана ослаблением тона. Кроме того, композиция каждого снимка делится на пропорциональные доли. Прежде всего глаз учитывает, как располагается линия горизонта, и если композиция грамотна, то горизонт делит ее на кратные части. То же относится и к вертикальным членениям — в завершенной композиции обязательно будут соблюдены пропорциональные отношения.

Это не значит, что при съемке фотограф занимается вычислением пропорций, но его фотографическое зрение должно быть оттренировано опытом. Картье-Брессон признавался, что, когда после съемки он чертит на снимке основные линии, порой испытывает удивление: «замечаешь, что ты инстинктивно совершенно точно запечатлел строгие геометрические пропорции, без которых фотография была бы безжизненной и аморфной». Пропорции снимка нельзя путать с планами. Первые устанавливают композиционную зависимость на плоскости кадра, вторые делят глубину снимка.

В работе В. Любушко «Заповедный уголок» линия горизонта отвела небу четвертую часть фотографии. Отношение верхней и нижней частей кадра — один к трем. Неточных отношений наше зрение не потерпит, оно сразу отметит в изображении изъян.


В. Любушко
ЗАПОВЕДНЫЙ УГОЛОК

В зависимости от жизненного материала и способа построения композиции планы снимка могут сливаться между собой: передний со средним, средний с задним. Примером такой работы служит «Поединок» Э. Добелиса, Он отмечен эффектным линейным построением. Фигура судьи образовала первый план действия. Точно сжатая пружина, она наклонена вперед и влево, туда же обращен жест руки. Зритель невольно прочеркивает линию судейского взгляда, которая упирается в борющихся атлетов. Вся композиция напоминает стрелу, направленную почти по диагонали кадра. Это «почти» сознательно введено автором в снимок, оно создает дополнительное напряжение, помогает передать остроту схватки.

Э. Добелис
ПОЕДИНОК

Многоплановые композиции чаще встречаются в пейзаже, двуплановые построения характерны для портрета и натюрморта. Деление на планы связано с глубиной кадрового пространства, а значит, зависит также и от использования оптики.



На главный раздел сайта: Выполнение курсовых