Технология фотосъемки

Прежде чем снимать, автор выбирает формат будущего изображения: горизонтальный или вертикальный (при кадровом окне 6X6 выбирать не приходится, но там решается другая задача — вписать изображение в квадрат) и в зависимости от этого фотограф ориентирует корпус аппарата. Решение это не носит формального характера, а вытекает из свойств реальности, которая будет изображена. Известно, что глаз останавливается на длинной линии снимка и затем движется по ней. Вертикали уводят глаз вверх, рождая ощущение высоты, по горизонтальным линиям он скользит в стороны, вширь. Таким образом, высоту предметов подчеркивают вертикали, а простор, широту пространства — горизонтали. Кроме того, рассматривая любое изображение, мы автоматически строим оси: горизонтальную и вертикальную, проходящие непосредственно через центр кадра.

Это геометрический центр композиции.. Через него идут главные диагонали. Вместе с центральными осями и границами кадра они образуют сетку основных линий. От того, как вписывается в эту сетку изображение, зависят пластические свойства снимка: место сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия кадра, баланс предметов, динамика фотографического пространства.

Выбор формата часто связан с направлением, с которым мы соотносим расположение остальных линий. Скажем, деревья, особенно в ту пору, когда они без листьев, — бесспорные вертикали в пейзаже. Часто они задают основное, доминирующее направление.

Но И. Ларионова, автор снимка «Утро туманное», избрав горизонтальный формат, изменила акцент. Главным зрительным элементом стала линия аллеи, почти совпадающая с диагональю. Кажется, что деревья будто шагают вдоль нее, пропадая в белом тумане.

Никакого движущегося предмета в кадре нет, а движение есть. Возможно, это самое трудное в фотографии — передать состояние переменчивости. Здесь движение задано линией поблескивающей от влаги дорожки. Линия эта «сильна» потому, что выходит прямо из угла снимка, — прием, хорошо известный опытным фотографам. Вписать линию, край предмета в угол — значит плотно «упаковать» композицию, обозначить динамику. Вот и в данном случае, в итоге вертикали деревьев подчинились властному движению вглубь.

И. Ларионова
УТРО ТУМАННОЕ


На главный раздел сайта: Выполнение курсовых