Технология фотосъемки

Я не стану высказывать упреки тем фотографам, которые увлекаются передачей множества морщин на лицах стариков и старух или на их руках — эти мотивы стали столь распространенными, что мх повторяемость замечает каждый, — мне хотелось бы остановиться на примерах, когда «склонность» фотографии к воссозданию мельчайших и повторяющихся подробностей приводит к положительному результату. Иначе может показаться, что всякое специфическое для фотографии качество, прежде чем принести ей пользу, оказывает вредное воздействие. Я возьму в качестве примера снимок Георгия Зельмы, сделанный во время войны. На нем скрупулезно точно воссозданы а большом числе спинки железных кроватей, ограждающих безымянную могилу на Мамаевом кургане. Конкретность воссоздания облике вещей, их мельчайших подробности — большое достоинство снимка. Однако я был бы неправ, если бы все свел лишь к этому моменту. Фотография Г. Зельмы кроме неожиданности, множественности содержит и активный содержательный смысл. Поэт-фронтовик Виктор Урин написал такие стихи к снимку Зельмы:

Сколько мертвых друзей, сколько юных могил!
Кто-то спинки кроватей сюда притащил.
И казалось, на эту большую кровать
Уложились усталые воины спать.
О, Мамаев курган, на вершине вершин
Спят погодки мои среди снежных перин.

Таким образом, становится явственным широкий смысл, заключенный в фотографии: она и конкретно-множественное изображение спинок от железных кроватей, и образ громадной кровати-могилы, на снежной перине которой спят герои-воины. Здесь можно явственно проследить путь, который проходит фотография от той или иной присущей ей «склонности» до художественного образа.

Ошибка большинства фотографов-практиков состоит в том, что они излишне уповают на воздействие сильных качеств фотографии, полагая, что их одних может быть достаточно для достижения цели. Это приводит к тому, что авторы снимков повторяют один другого, зрители привыкают к набору фотографических штампов, а последние, в свою очередь, теряют всякую силу образного воздействия на аудиторию.

«Склонность» фотографии к скрупулезно-доподлинному воссозданию всех деталей и обстоятельств среды, представшей перед глазом, отнюдь не означает унылого прозаизма млн подавляющего человека своей множественностью, законченного во всех частях искусства. Нередко количество, хорошо найденное и переданное фотографом, переходит в качество, имя которому поэзия: в снимке «Колонна с цистернами» Л. Устинов приглашает зрителей не столько рассматривать частности, сколько осмысливать целое. Поражает длина достоверно зафиксированного состава, объединяющего значительное число одинаковых железнодорожных вагонов-цистерн. Или «Отара», показывающая громадное стадо овец на выпасе, — эти снимки, оперируя большим количеством однообразных, повторяющихся элементов, вместе с тем оставляют ощущение того, что они не исчерпаны до конца, что за пределами поля снимка есть еще немало овец и вагонов.

Способность фотографии по части воссоздавать целое является еще одной ее «склонностью», о которой хорошо знают и портретисты (вряд ли можно найти в живописи портрет, где бы воссоздавалось не все лицо, а лишь его небольшая часть), -и пейзажисты (снимки отдельного листа или структуры среза дерева), и представители жанровой фотографии (скажем, снимки кистей рук без показа их хозяина). Часть вместо целого, несомненно, а изобразительном искусстве не применялась столь широко до изобретения фотографии. Затем уже на основе найденного в снимке она перекочевала в кино и телевидение, став в центр теории и практики монтажа.

Я остановился лишь на некоторых «склонностях» фотографии, хотя их на самом деле гораздо больше. Постигая наиболее явственные из них, мы ощущаем, как они ведут к друпим, менее очевидным. Собственно говоря, сочетание тех и других, причем сочетание не в классификационной таблице, а в реальной художественной практике, в процессе освоения действительности с помощью съемочной камеры и составляет важные стороны специфики фотографии. Той ее специфики, без исследования которой все разговоры о самостоятельности фотоискусства могут оказаться лишь ничего не значащими словами.


На главный раздел сайта: Выполнение курсовых