Технология фотосъемки


То же самое можно сказать и о другом чрезвычайно распространенном мотиве. Я имею в виду снимки, на которых в подробностях показаны волосы, брови, ресницы. Способность фотографии воспроизвести каждый волосок поразительна. И не менее поразительна приверженность фотографов (в том числе и опытных мастеров) к снимкам, в которых основным содержанием и образным моментом является названный выше мотив. Он нередко еще больше усугубляется тем, что человек бывает снят на зимней натуре и каждый волосок оказывается убелен инеем. Я обнаружил лишь на последних годовых выставках снимки фотокорреспондентов В. Шустова и В. Малышева, Ю. Абрамочкина и Г. Бибика, Э. Котлякова, в которых волосы, уложенные в красивую прическу или развеянные «серебряным» ветром, убеленные сединой или инеем, принадлежащие героям или героиням их снимков, составляли главное, во имя чего старались опытные мастера-профессионалы. (Я подчеркиваю это обстоятельство лотому, что в работах любителей названный мотив, свидетельствую-
щий о постижении ими возможностей фотографии, весьма распространен и в определенной мере простителен).

Эксплуатация одной из сильных сторон фотографии без всякой попытки разнообразить ее воздействие является, конечно же, свидетельством лености творческого воображения. Нередко наши фотографы позволяют себе использовать, что называется «один к одному», то, что недавно найдено коллегой. У меня есть целая коллекция снимков-близнецов, выполненных корреспондентами самой высокой квалификации, которые, конечно, знают работы друг друга. И вот что интересно: повторяя друг друга, фотографы вместе с тем следуют тому, что лежит в основе специфической фотовыразительности. Таким образом, согласно старой истине, недостатки становятся непосредственным продолжением достоинств.

Внимательный историк фотографии мог бы проследить, как те или иные штампы рождались из яркого, образного претворения возможностей, «склонностей» фотомузы. Скажем, до галлюцинации точно переданные следы трактора в пустыне, — родившийся в нашем фоторепортаже 30-х годов мотив, как мотив социального преобразования страны, затем получил свое развитие (а со специфически-фотографической точки зрения, возможно, простое повторение) в следах бульдозера, испещривших современную строительную площадку. Во всех случаях, когда мы видим такие снимки, они производят хорошее впечатление, ибо говорят специфическим языком фотографии; вызывает сожаление лишь то обстоятельство, что богатые возможности выразительности используются авторами столь однообразно.
Г. 3ельма
Братские могилы, 1942 г
Л. Устинов
Колонна с цистернами

Л. Устинов
Отара



На главный раздел сайта: Выполнение курсовых