Технология фотосъемки

«Мягкие» тона

В среде фотографов, снимающих на цвет, часто бытует выражение: «Чем меньше, тем лучше». Иными словами, сдержанный цвет обычно производит более сильное впечатление, чем фотография, пестрящая всевозможными тонами. Еще один способ создания гармонии и выразительности заключается в тонком воздействии на зрителя с помощью приглушенных или ненасыщенных цветов. Можно использовать всю гамму ненасыщенных тонов либо ограничиться бледными («высокий ключ») или темными («низкий ключ») тонами.

Даже в объектах, которые, на первый взгляд, кажутся почти бесцветными, обнаружить приглушенные цвета совсем не трудно: современная цветная фотопленка способна фиксировать (и даже немного преувеличивать) очень бледные тона. Выразительность приглушенного цвета в композиции подчеркивается преобладанием белых, серых или других нейтральных тонов.

Дымка, дождь, туман «гасят» цвета объекта. При съемке в помещении цвета смягчают с помощью рассеянного или отраженного света. Легче всего уменьшить насыщенность цвета, установив на объектив прозрачный пластмассовый рассеиватель.

При небольшой передержке цветной диапозитивной пленки цвета теряют насыщенность, и изображение, как правило, приобретает светлую тональность. Передержка ведет к разбавлению цвета в основном на сильно освещенных участках, поэтому он сохраняет свою яркость лишь в тенях. При недодержке, наоборот, наибольшая цветовая яркость приходится на светлые участки, и изображение приобретает темную тональность.

Рассеянный свет и приглушенный цвет

Сцена рыбной ловли казалась во время съемки почти монохромной. Но рассветное небо порозовило воду сквозь легкий туман, и это придало снимку настроение.

 

Приглушенный цвет и черно-белые тона

Съемка таких почти черно-белых объектов, как стадо овец (вверху), может показаться бессмысленной. Однако оттенки черного и белого выгодно оттеняют приглушенные цвета, которые смешиваются и изменяются по мере удаления.

Приглушенный цвет и экспозиция

Передержка словно бы отбеливает цвета (фото слева). При нормальной экспозиции небо получилось бы темнее, и в сочетании с ярким цветом белья это отвлекало бы внимание от центральной фигуры женщины. Эффект приглушенности, почти бесцветности усиливается за счет низкой точки съемки, благодаря которой значительную часть кадра занимает светлое пасмурное небо.

Экспозиционные эффекты трудно прогнозировать. Иногда приходится перепробовать несколько значений экспозиции, прежде чем добьешься нужного результата.

 
«Высокий» и «низкий» ключ

Передержка дает бледные тона и цвета — это «высокий» ключ; при недодержке цвета передаются в «низком» ключе. Портрет (слева) был снят против света. Передержка уменьшила насыщенность цвета и придала ему нежность. Благодаря недодержке при съемке мужского портрета (справа) удалось воспроизвести оттенки цвета лица и затемнить плотной тенью остальные участки изображения.

«Высокий» ключ и передержка

Приглушенность цвета на снимке Тауэр-ского моста в Лондоне обусловлена передержкой и туманом. Здесь нет тонов темнее нейтрально-серого, но все же сдержанные краски неба и отражений на воде не пропали. Экспозиция определялась по ближнему плану, и выдержка затем была увеличена втрое.

«Низкий» ключ и недодержка

Фотография лодочника получилась своеобразной и выразительной во многом благодаря недодержке. В данном случае экспозиция определялась по лучам вечернего солнца, отраженным от воды, и затем была уменьшена вдвое. Широкий тональный диапазон включает тона от насыщенных до темных, а основной объект упрощен до черного силуэта.



На главный раздел сайта: Выполнение курсовых