Технология фотосъемки

Световой спектр

Если луч света направить под углом на стеклянную призму, свет расщепляется на узкие спектральные лучи, как показано справа. Это происходит потому, что цветные лучи, из которых состоит белый свет, преломляются в призме под разными углами.

Основные и дополнительные цвета

Цветная фотография использует цветные лучи, из которых можно выделить три основных: красный, зеленый и синий. Три цвета, расположенные напротив основных на цветовом круге — пурпурный, желтый и голубой, — называют дополнительными. Сочетание основного цвета с его дополнительным, например красный и голубой (справа), создает в композиции наиболее яркий цветовой контраст.

Степень яркости

Чем больше «разбавлен» цвет, тем менее насыщенным или чистым он выглядит. Насыщенность зеленого (вверху) уменьшается слева направо по мере добавления белого или серого, а степень яркости понижается сверху вниз. В верхней части зеленый уступает место почти белому и производит впечатление отбеленного цвета. Ниже постепенно повышается содержание нейтрально-серого тона, который «гасит» яркость.

«Холодные» цвета

Цвета в той половине цветового круга, где расположены синий, голубой и зеленый, принято считать «холодными», видимо, по ассоциации со льдом и зимой. Цветовой ряд на фотографии слева ограничен оттенками синего, и от нее словно веет холодом.

«Теплые» цвета

«Теплая» половина цветового круга содержит цвета — красный, пурпурный и желтый,—которые связаны в нашем представлении с огнем и летом. Цвета объектов на фотографии слева придают ей теплоту, а их схожесть создает гармонию.

Это происходит потому, что цветные лучи, из которых состоит белый свет, преломляются в призме под разными углами. Соединяя несхожие цвета и помещая их рядом, мы создаем контраст Схожие цвета вызывают ощущение гармонии, особенно если они соединены мягкими приглушенными тонами. Цветовую гармонию можно создать, ограничив гамму композиции несколькими цветами, расположенными близко друг от друга на цветовом круге, либо разнообразными оттенками лишь одного цвета. Цветовая гамма на фотографии справа ограничена длинным рядом гармоничных тонов одного цвета благодаря недодержке. Предметы переднего плана затемнены до плотных теней. Они подчеркивают рисунок, проступающий под низкими лучами солнца, которые отражает морская поверхность. Экспозиция определена по бликам на море, чтобы получить недодержку всего пейзажа. В среде фотографов, снимающих на цвет, часто бытует выражение: «Чем меньше, тем лучше». Иными словами, сдержанный цвет обычно производит более сильное впечатление, чем фотография, пестрящая всевозможными тонами. Еще один способ создания гармонии и выразительности заключается в тонком воздействии на зрителя с помощью приглушенных или ненасыщенных цветов Дневной свет изменяется по цвету в зависимости от времени суток и года Яркие, насыщенные цвета привлекают внимание. Один или два ярких цвета придают снимку эффектность, особенно когда заполняют кадр, однако несколько ярких цветов, соседствующих на цветовом круге и близких по тону, могут легко «подавить» объект Вы можете создавать новые, поразительные изображения, изменяя цвета объекта во время экспонирования с помощью светофильтров, передержки, недодержки, или используя пленки при несоответствующем освещении. Синие светофильтры Цветовой контраст создается за счет различий цвета и тона. Можно использовать контрастные цвета одного тона, контрастные тона одного цвета или сочетание того и другого. Соседство основного цвета с дополнительным, например синего с желтым, создает наиболее резкий контрас

В 1978 году исполнилось 160 лет гелиографическому снимку Жозефа Нисефора Ньепса «Вид из окна мастерской, 1826 г.». На родине изобретателя, во французском городке Варенна, прошли торжества в его честь, были прочитаны лекции по истории светописи, устроены ретроспективные фотовыставки. Уже в первые годы существования фотокамера обнаружила определенные «склонности» в освоении действительности, которые были присущи ей одной В случае, подобном названному, заслугой фотографа стало то, что он не пропустил кульминационного — единственного — момента события. В других, например в серии В. Тарасевича «Мальчишки и девчонки», — то, что он в целостном и не столь уж кратком по своей протяженности событии выбрал неожиданные и весьма выразительные моменты То же самое можно сказать и о другом чрезвычайно распространенном мотиве. Я имею в виду снимки, на которых в подробностях показаны волосы, брови, ресницы. Ошибка большинства фотографов-практиков состоит в том, что они излишне уповают на воздействие сильных качеств фотографии, полагая, что их одних может быть достаточно для достижения цели. Это приводит к тому, что авторы снимков повторяют один другого, зрители привыкают к набору фотографических штампов, а последние, в свою очередь, теряют всякую силу образного воздействия на аудиторию.

Глядя на снимок, мы прежде всего пытаемся понять мысль автора, стараемся уяснить авторскую позицию. И тогда при восприятии фотографии мы как бы движемся по вешкам, расставленным для нас в кадре. Путь, обозначенный ими, помогает понять смысл изображенной картины действительности. Мысль в фототворчестве не может существовать отдельно от картин действительности: все, что хочет сказать своим снимком фотограф, он должен сказать как бы «от имени самой жизни», сняв сюжет, объективное содержание которого выражает авторский замысел Для фрагментарного по характеру городского пейзажа В. Бочковского (фотоклуб «Надежда», Евпатория) подпись «Земля людей» звучит несколько претенциозно. Александр Родченко говорил, что в фотографии композиция играет огромную и, может быть, решающую роль Прежде чем снимать, автор выбирает формат будущего изображения: горизонтальный или вертикальный (при кадровом окне 6X6 выбирать не приходится, но там решается другая задача — вписать изображение в квадрат) и в зависимости от этого фотограф ориентирует корпус аппарата. В пространстве этого кадра отчетливо просматриваются три плана: передний, средний и задний (нередко говорят: первый, второй, третий). Один из существенных моментов композиции — ритм Свет в кадре, его разнообразные оттенки — важная часть любой композиции


На главный раздел сайта: Выполнение курсовых