Технология фотосъемки

Глаз посылает в мозг сигналы, которые тот обрабатывает. Мозг обладает цветовой памятью, а это значит, что мы часто склонны «видеть» те цвета, которые ожидаем. Мы знаем из опыта, что трава зеленая, а губы розовые, и не теряем уверенности в этом, даже когда смотрим сквозь защитные очки. Но стоит увидеть незнакомый предмет, и мы уже озадачены. Допустим, вы читаете на улице при голубоватом дневном свете и считаете эту страницу книги белой. Если затем вы войдете в комнату, освещенную лампами накаливания, то в течение короткого времени почувствуете, что в свете прибавилось оранжевых лучей, но скоро страница вновь покажется белой. Цвета в комнате воспринимаются как правильные, если у вас нет возможности тут же рассмотреть их при дневном освещении. Другими словами, цветовое зрение обладает способностью приспосабливаться к различным условиям.

Цветная фотопленка лишена этого качества. Поэтому, когда пленка, рассчитанная на дневное освещение, применяется в условиях искусственного, фотографии приобретают оранжевую окраску. Несмотря на механизм адаптации, вы сочтете эту окраску неприемлемой, особенно если станете рассматривать фото при дневном свете. Таким образом, цветная фотопленка объективнее зрения: она фиксирует не желаемое, а действительное. Однако и она способна отразить субъективный взгляд, например, при изменении насыщенности цвета с помощью недодержки или передержки.

Взаимоотношения цветов

Если вы занимались черно-белой фотографией, а потом решили переключиться на цветную, самое важное — научиться чутко улавливать взаимоотношения цветов и пользоваться этим свойством умело и со вкусом. Бывают цвета холодные и теплые, энергичные и спокойные; одни образуют гармоничные сочетания, другие, например, оранжевый и пурпурный, настолько неожиданны, что воспринимаются как вспышка, удар. При удачном использовании подобные цветовые эффекты значительно усиливают впечатление от цветной фотографии.

Серый цвет выглядит на черном фоне светлее, а на белом — темнее. Это явление наблюдается и при восприятии соседних цветов. Тот же серый кажется на зеленом фоне краснее, а на красном — зеленее. С помощью такого «одновременного контраста» можно придать композиции четкость, а подобное черно-белое фото выглядело бы слабым и вялым.

Цвет расширяет возможности фотосъемки, но требует и новых навыков. До тех пор, пока вы не научитесь хорошо разбираться во взаимодействии цветов, нужно внимательно следить за тем, чтобы цвет не отвлекал зрителя, не мешал восприятию и не нарушал композиции. Яркие цвета особенно выделяются по сравнению с другими элементами, порой даже «забивают» основной объект съемки. Но когда вы получите определенный опыт, цветная фотография станет в ваших руках выразительным средством огромной силы.


На главный раздел сайта: Выполнение курсовых