Технология фотосъемки

Кадрирование

Окончательный отпечаток не обязательно должен соответствовать стандартному формату бумаги. Порой изображение выигрывает от кадрирования во время увеличения.

Отпечатки, вытянутые в ширину, усиливают горизонтальные элементы изображения и динамичность действия; узкие вертикальные отпечатки увеличивают высоту объекта. Горизонтальные снимки часто кажутся удачнее вертикальных.

Когда отпечаток сильно вытянут в ширину, изображение словно приближается к нам в отличие от негатива, отпечатанного в полном размере. При работе с длиннофокусным объективом уменьшение перспективы снижает впечатление динамичности, которое придает кадру горизонтальный формат. Лучше пользоваться широкоугольным объективом и располагать кадр в центре. Добивайтесь большего увеличения — головку некоторых фотоувеличителей можно повернуть так, чтобы спроецировать изображение на пол или на стену.

Узкий горизонтальный формат

Фото внизу скадрировано сверху и снизу из 35-мм негатива, снятого 21-мм объективом.

 

Краткое содержание. Дополнительное оборудование и тонкости фотосъемки
Сменные объективы
Широкоугольные (короткофокусные) объективы расширяют угол зрения и увеличивают глубину резкости по сравнению с обычными. Можно, к примеру, полнее показать объект при съемке крупных планов; однако перспектива снимка получится более сжатой. Сверхширокоугольные объективы растягивают и искажают формы объекта, особенно по краям кадра.

Длиннофокусные (теле-) объективы сужают угол зрения, уменьшают глубину резкости («затягивают» в кадр крупные по площади объекты с дальнего расстояния), скрадывают перспективу. Сверхдлиннофокусные объективы позволяют вести съемку с очень больших расстояний, но снижают контрастность изображения, вибрация камеры при этом становится более заметной. Зеркально-линзовые объективы легче и меньше, но у них постоянная диафрагма; кроме того, блики, не попавшие в фокус, они воспроизводят в виде колец.

Насадки
Цветные светофильтры в черно-белой фотографии осветляют свой цвет и затемняют дополнительный. Поляризационные светофильтры уменьшают отражения от неметаллических поверхностей. Нейтральные светофильтры позволяют широко открывать отверстие диафрагмы при ярком освещении. Насадочные линзы для съемки крупных планов, мехи и удлинительные кольца дают возможность вести макросъемку обычными объективами. Крупные планы можно снимать также специальным макрообъективом. При использовании насадок в крупноплановой съемке нужна более длительная выдержка. Если аппарат имеет встроенную систему измерения экспозиции «через объектив», она сама сделает поправку, в противном случае устанавливайте выдержку по рекомендациям завода-изготовителя.

Экспозиция и градация тонов
При обычном освещении показания экспонометра воспроизводят полутона объекта на отпечатке как умеренно-серые. Передержка или недодержка смещает тона вверх или вниз по серой шкале. Ошибки в экспозиции наименее вероятны при контрастном освещении. Сверхдлительные выдержки изменяют свойства фотопленки—нарушается закон взаимозаместимости, существенно снижается светочувствительность пленки.

Искусственное освещение
Рассматривайте свет ламп накаливания (прожекторов и приборов заливающего света) и вспышек с точки зрения его «жесткости» или «мягкости». Прямое освещение-жесткое, рассеянное или отраженное—мягкое. В большинстве случаев вам понадобится устанавливать основной источник света на такой высоте и в таком направлении, чтобы имитировать дневной свет. Используйте один осветительный прибор в качестве основного источника, а другой для корректирующей подсветки. С помощью рассеянного заполняющего света второго источника можно, к примеру, добиться необходимого контраста.

Перспектива
Ощущение глубины изображения создается в основном
за счет линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива представляет собой схождение линий и зависит от точки съемки и фокусного расстояния объектива. Воздушная перспектива возникает в результате перехода тонов от темных к светлым по мере удаления предметов на снимке. На нее влияют главным образом освещение и точка съемки. Глубина достигается также за счет нерезкости изображения при избирательной фокусировке.

Выделение объектов
Выделить один объект из множества можно с помощью направляющих линий, избирательного фокуса, «размытого» окружения или контрастных тонов, которые достигаются за счет освещения и экспозиции.



На главный раздел сайта: Выполнение курсовых