Технология фотосъемки

Первый кит: композиция

Что бы вы ни снимали, на вашем снимке всегда будут отображаться несколько предметов, в крайнем случае, очень редко - два, сам предмет и фон, на котором он расположен.

Располагаться эти предметы на снимке могут по-разному. От того, каким образом эти предметы расположены, зависит очень и очень многое. Если, к примеру, на вашем снимке одни предметы расположены поблизости от аппарата, а другие - вдали, то, расположив их соответствующим образом, вы можете подчеркнуть это и вызвать у того, кто смотрит на эту фотографию, ощущение глубины пространства. Расположив другим образом, наоборот, убрать ощущение глубины и создать зщущение, что они находятся в одной плоскости.

Вы можете расположить предметы так, что глаз зрителя оудет беспомощно блуждать по снимку и не сможет понять, что, собственно, вы снимали. А можете расположить так, что глаз попадет сразу в нужную точку, не заметив второстепенных деталей.

Если вы снимаете движущийся объект, то, правильно расположив его на снимке, вы подчеркнете движение. Расположив иначе, «остановите» его.

Так вот, искусство правильного расположения объектов в кадре и называется словом «композиция». Композиция - основа основ. Не поняв, не ощутив композиции, вы никогда не создадите шедевра.

Законы композиции исследованы и давно описаны, но для создания шедевра не обязательно их соблюдать, порой их нарочитое нарушение дает больший художественный эффект, чем строгое их соблюдение. Тем не менее понимать эти законы вы обязаны.

Разумеется, у вас нечасто будет возможность расставить предметы в кадре именно так, как вам хочется, разве что вы будете снимать натюрморт. Но, как правило, вы всегда сможете выбрать границы кадра и точку съемки для достижения нужного результата.

Наш первый урок будет посвящен композиции. Однако, прежде чем мы начнем, я хотел бы сказать еще несколько слов.

Когда я был совсем юным, я пошел на фотографические курсы, где очень быстро освоил приемы создания правильной композиции, и начал применять их на практике. Прежде чем нажать кнопку спуска, я тщательно выстраивал границы кадра, чтобы соблюсти все требуемые каноны. Мои фотографии стали выглядеть более профессионально, их даже начали печатать. Нечасто, немного, но начали.

А вот удовлетворения от творчества я почему-то стал получать гораздо меньше. Да и коллеги почему-то перестали хвалить мои фотографии, хотя и ругать тоже перестали. Я не понимал почему, ведь я все делал правильно. И вот однажды на мои глаза попала картина Эль Греко.


Картина произвела на меня сильное впечатление. Я по привычке стал анализировать картину и вдруг с ужасом увидел, что ее композиция - неправильна. Неужели великий мастер был так небрежен? Я снова, на этот раз не спеша, стал анализировать, и чем больше я смотрел, чем больше думал, тем больше понимал, что ошибался не великий мастер, а я. В действительности композиция была совершенна. Она просто не соответствовала тем канонам, которые я сам для себя определил, исходя из знаний, полученных на курсе.

И тогда я понял, что вовсе не следование каким-то строгим приемам и методам позволяет достичь нужного результата. Важнее - глубокое понимание композиции, которому нельзя обучить и которое само собой постепенно будет приходить к вам по мере того, как полученные вами знания будут перевариваться в вашем сознании. А пока это произойдет, для вас будет слишком великим соблазном последовать слепо тем приемам, что мы с вами изучим на наших занятиях. Но избегайте следовать этому стремлению, ибо оно превратит вас из художника в ремесленника. Который не будет делать ошибок. Но и не создаст шедевра.


Рис. 2. Эль Греко. Мечты Филлипа II. Пример правильной «неправильной» композиции.


Посмотрите на фотографию справа..

Ее в какой-то мере можно рассматривать как образец композиционного решения.

На снимке четко передано пространство.

Во-первых, за счет перспективы: линейка фонарей слева -крупный на первом плане и последующие, постепенно уменьшающиеся по мере удаления от камеры. Глухие декоративные арки на стене дома справа также постепенно уменьшаются по мере удаления, подчеркивая пространство. Линии, ограничивающие дорогу и линейные выемки на стенах домов, постепенно сужаясь, сходятся к центру снимка, образуя выраженную перспективу.

Во-вторых, пространство передается за счет тонального решения снимка. Темные тяжелые дома на переднем плане переходят в яркое светлое пятно вдали, образованное свободным пространством и светлыми зданиями на этом пространстве. Зритель как бы физически ощущает тесноту улицы на переднем плане и освобождение от этой тесноты вдали.

Глаз не блуждает бесцельно по этому снимку. Две линии, ограничивающие дорогу, идущие из нижних углов снимка слева и справа, подхватывают взгляд зрителя и направляют его к композиционному центру снимка -фигурке человека. Линия водостока, идущая от центра нижнего края снимка, дополнительно поддерживает взгляд зрителя на этой фигурке. Что создает впечатление гармоничности и законченности снимка.

Не будь здесь этой фигурки, снимок проиграл бы. Но не утратил своей целостности и законченности.


На главную