Технология фотосъемки

Обычно надо получить четкое и резкое изображение, но даже если вы хотите смазать его для достижения какого-либо эффекта, необходимо знать, как добиться оптимальной резкости. Для регулировки резкости существуют два основных способа: изменение глубины поля (зона, находящаяся в фокусе), которая зависит от положения диафрагмы, а также выдержки.

Диафрагма и глубина резкости

Две фотографии шахматных фигур на этой странице иллюстрируют, как решительно может повлиять на снимок изменение глубины поля. Если объект—отдаленный пейзаж или имеет малую глубину поля, как, скажем, фронтальный вид здания, изменение глубины поля не имеет серьезного значения, поскольку составляющие таких объектов находятся примерно на равном удалении от фотокамеры и при любом положении диафрагмы они получатся одинаково резкими. Но изменение диафрагмы (а вместе с ней и глубины поля) скажется на изображении с близкими элементами переднего плана и далекими элементами фона. По мере уменьшения отверстия диафрагмы, то есть увеличения числа f, передний план и фон будут резче.

В зеркальных фотокамерах с одним объективом диафрагму обычно регулируют следующим образом: независимо от выбранного вами числа f отверстие остается максимально открытым для фокусировки, чтобы объект был освещен ярко и
четко (при нажатии спусковой кнопки диафрагма закрывается до нужной величины). Многие из таких фотокамер оснащены «предварительной» кнопкой, которая закрывает диафрагму до рабочего отверстия, чтобы можно было проверить глубину поля до экспонирования. Если у вас именно такой фотоаппарат, убедитесь, как работает такая кнопка на практике,— когда вы ее нажимаете, изображение темнеет, но не обращайте на это внимания, отметьте другое — элементы объекта, бывшие ранее не в фокусе, теперь выглядят резче. Об изменении глубины поля важно помнить, когда вы работаете с малыми отверстиями диафрагмы—на переднем и заднем планах может оказаться больше сфокусированных элементов, чем вы ожидали или хотели.

Хотя в фотокамерах с дальномером фокусировочное пятно обозначено доволь но четко, глубина поля в них не видна. I этом случае помогает шкала глубины поля, расположенная на объективе. Она отмечает, какова глубина поля по обе стороны сфокусированного объекта при определен ной величине диафрагмы.

Отверстие диафрагмы—это первый регулятор глубины поля, но не менее важно и расстояние до объекта. Всегда легче добиться резкости кадра, когда изображе ние находится на значительном расстоянии от фотоаппарата.

Глубина поля и резкость

На рисунке внизу и на двух снимках справа показано, что при съемке крупных планов глубина поля в равной степени распространяется перед
сфокусированным объектом и позади пего. На обоих снимках наводка на резкость—по центральной фигурке—не менялась: менялась величина отверстия диафрагмы. На верхнем снимке при f 16 глубина поля большая, поэтому фигурки вышли четкими и резкими и на переднем, и на заднем планах. Если мы всего лишь раскрываем диафрагму до f 2.8 (то есть уменьшаем глубину поля резкости)—нижний снимок,—фигурки на переднем и заднем планах становятся-нерезкими. Таким образом, при различных отверстиях диафрагмы (и глубине резкости), исходя из творческих соображений, можно добиваться интересных результатов. Глубину резкости можно регулировать, увеличивая или уменьшая расстояние от камеры до объекта. Поскольку зона резкости перед объектом и позади него меняется, меняется и он сам. При стандартном объективе 50 мм и расстояниях 0,9 м и больше глубина поля распространяется примерно на одну треть перед объектом и на две трети позади него.

Задание: исследуем глубину резкости

Выберите интересный объект, предпочтительно не в помещении, расположитесь так, чтобы передний и задний планы (до 6,6 м) включали детали. При хорошем освещении сделайте следующие снимки:

A. Наведите объектив на главный элемент объекта, максимально откройте диафрагму.

Б. При той же диафрагме, используя шкалу глубины резкости, наведите на резкость гиперфокальную точку.

B. Снова сфокусируйте объектив на основной элемент объекта, а отверстие диафрагмы закройте до минимума. (Пропорционально увеличьте выдержку.)

Г. С помощью фокусировки и диафрагмы добейтесь резкости основного элемента объекта и переднего плана, а фон пусть будет не в фокусе. Вращайте шкалу глубины поля.

Д. Фокусировкой и диафрагмой установите на резкость основной элемент объекта и задний план, передний оставьте нерезким. Снова вращайте шкалу глубины поля.

Е. Выберите деталь основного элемента объекта, максимально приблизьтесь для съемки крупных планов и повторите операции А и В. Сравните полученные результаты и определите, какой снимок самый лучший.



На главную