Технология фотосъемки


Диафрагма и выдержка
Рассмотрим самые важные составные части фотографического процесса: фокусировку, отверстие диафрагмы и затвор. Функция фокусировки наиболее ясна. Она необходима, чтобы резко запечатлеть ключевую часть снимка — здание на фоне пейзажа, лица в группе, глаза на портрете — крупным планом. Диафрагма и выдержка влияют на изображение двояко. Во-первых, они регулируют количество попадающего на пленку света—отверстие диафрагмы меняет яркость света, затвор контролирует время, в течение которого свет воздействует на пленку. Во-вторых, выдержка и диафрагма сами по себе влияют на качество снимка. Диафрагма меняет глубину поля, что важно, когда объект включает в себя элементы, по-разному удаленные от фотоаппарата. Выдержка влияет на изображение, когда объект или камера движутся.

Сочетание выдержки и диафрагмы

Чтобы четко запечатлеть изображение, пленке необходимо определенное количество света, то есть экспонирование должно быть оптимальным. При нормальных условиях освещения не так важно, снимаете вы с малой выдержкой и широко открытой диафрагмой или с большой выдержкой при маленькой диафрагме; в обоих случаях на пленку попадает одинаковое количество света.

На рисунке внизу показана взаимосвязь между отверстием диафрагмы и выдержкой фотоаппарата. Он поможет вам менять эти величины и влиять на изображение, а количество света на пленку оставлять без изменения. Например, ваш экспонометр или инструкция к пленке рекомендуют экспонировать данный объект при 1/60 с и f 8. Но вместо этих величин вы можете дать экспозицию 1/500 с и f 2,8 или 1/15 с и f 16. При каждом сочетании на пленку попадает одно и то же количество света, но, как видно по снимкам на странице справа, изображения получатся разные. Величинами диафрагмы и выдержки можно варьировать, чтобы добиться желаемого эффекта.

Выбор экспозиции

Иногда установку экспозиции определяет только уровень освещенности. Он может быть таким низким, что вам придется использовать длительную выдержку и максимально открыть отверстие диафрагмы, иначе изображение вообще не получится. Или уровень освещенности так высок, что требуется кратчайшая выдержка и самое малое отверстие диафрагмы. Но в большинстве случаев экспонометр подскажет, что у вас есть несколько комбинаций выдержки и диафрагмы.

Определив экспозицию, надо решить, каким вы хотите видеть снимок. Подумайте, как можно использовать глубину поля, чтобы выделить выбранный элемент объекта или чтобы передать в фокусе все изображение. Выбирая выдержку, не забывайте, как сказывается на результате вибрация камеры и движение объекта.

Сочетание величин диафрагмы и выдержки показывает, как одинаковую экспозицию получить разными путями. Если с изменением числа f соответственно меняется выдержка,пленка получит необходимое количество света. Если экспонометр (или инструкция к пленке) предлагает одно из таких сочетаний, вы можете воспользоваться ими, чтобы изменить глубину поля или зону нерезкости. Если же поменяется один параметр, а другой остается без изменения, общая экспозиция изменится. Например, при выдержке 1/30 с и f 8 на пленку попадает вдвое больше света, чем при 1/60 с и f 8.
Управление фотоаппаратом

Расположение кольца диафрагмы и шкалы выдержек, показанное выше, является типичным.

Некоторые фотоаппараты оснащены сопряженными кольцами. Установив любое сочетание диафрагмы и выдержки и вращая кольца вместе, вы сохраняете выбранную экспозицию, потому что величины диафрагмы и выдержки при вращении меняются в обратно пропорциональной зависимости.


Экспозиция при 1/500 с и f 2,8

Снимок сделан с очень маленькой выдержкой и широко открытой диафрагмой. Даже самое быстрое движение (в кружке) «застыло», а из-за широко раскрытой диафрагмы почти весь задний план (в квадрате) остался нерезким.

Экспозиция при 1/60 с и f 8

Общая экспозиция этого снимка такая же. как у предыдущего, за счет более длительной выдержки и меньшей диафрагмы. Самое быстрое движение (в кружке) смазалось, детали средней удаленности вышли резко.

Экспозиция при 1/15 с и f 16

Экспозиция осталась неизменной из-за очень длительной выдержки и малого отверстия диафрагмы. Движение смазано, но при такой малой диафрагме почти вся сцена выглядит в фокусе (квадрат).

Экспозиция при 1/15 с и f 2,8

Если объект очень слабо освещен, можно объединить длительную выдержку с широко открытой диафрагмой — на пленку попадет больше света. В этом примере можно сохранить ту же экспозицию при выдержке 1/2 с и f 8 или 2 с и f 16, но камеру нужно держать совершенно неподвижно, лучше поместить ее на штатив, объект также должен быть неподвижен.

Памятка: приступаем к съемке

От фокусировки зависит, какая часть объекта выйдет резко.
При фокусировке объектива на резкость наводятся разные части объекта, расположенные на разных расстояниях от камеры. Можно замерить расстояние до объекта либо определить резкость с помощью фокусировочного экрана или дальномера.

Зона резкости контролируется диафрагмой
Диафрагма не только определяет количество пропускаемого света, но и глубину резко изображаемого пространства (поля). Кольцо диафрагмы промаркировано в числах f. Чем число f больше, тем меньше отверстие диафрагмы и тем больше глубина поля. Глубина поля так же увеличивается, если вы работаете с объективом, имеющим более короткое фокусное расстояние, или увеличиваете расстояние до объекта.

От выдержки зависит, как передано движение
Затвор контролирует время, в течение которого изображение попадает на пленку, и соответственно величину нерезкости снимка. Нерезкость меняется в зависимости от движения камеры, а также от направления движения объекта и расстояния до него.

Экспозиция определяется диафрагмой и выдержкой
При съемке обычно есть возможность
установить какую-то комбинацию диафрагмы и выдержки. При условии хорошей освещенности вы можете выбрать то, что вас больше устраивает: широкая или узкая глубина поля, застывшее или сма занное движение.



На главную