Первобытное искусство и мифология Античное искусство Эпоха Возрождения Архитектура периода Киевской Руси Немецкий романтизм Экциклопедия по искусству Стиль в литературе и искусстве

Реферат по истории искусства

Инквизиция в странах Западной Европы

Германия

В Германии инквизиция первоначально направлена была против племени стедингов, которые отстаивали свою независимость от Бременского епископа.

Помимо этого, страна была наводнена «неверующими» и «еретиками», что выяснилось после расследования страсбургским епископом Генрихом Верингеном, проведенного около 1209 года. После проведенных арестов, оказалось, в стране «были многочисленны вальденцы и еретики секты «Правильно живущие»».Последние были одними из опаснейших врагов Церкви, поскольку имели большое влияние на умы простого народа своим мистическим учением.

Ереси довольно быстро распространялись по Германии

Одним из первых инквизиторов, осуществлявших здесь свою деятельность, являлся Конрад Марбургский (вторая половина XII века — 1233), советник ландграфа Людвига IV в Тюрингии. «Он был простым священником и не принадлежал к нищенствующим орденам, тем не менее доминиканцы признали его украшением своего ордена». Конрад добился в Германии практически неограниченной власти, так как Папа Григорий в 1227 году поручил ему реформу всей германской церкви. «Он мог требовать помощи светской власти, мог отлучать от Церкви покровителей ереси и накладывать интердикт на целые провинции. Он должен был подчиняться только декретам Св. Престола. Еретики, которые покаятся, должны были получать прощение, но их надлежало подвергать пожизненному тюремному заключению.» Он был искренним преследователем еретиков, и у него имелись основания для беспокойства, поскольку в Германии были люди, интересовавшиеся новыми идеями и готовые их отстаивать.

Конрад взялся за дело выявления еретиков с помощью монаха доминиканца Дорсо и францисканца Люцелькольба. Теперь просто необдуманного высказывания или общения с тем, кого подозревали в ереси, было достаточно, чтобы предстать перед папским инквизитором. Темпера П. Кеммерера Яичного желтка 1 вес. часть Маслян. лака (лучших качеств) 1/4 вес. части Льняного масла 1/8 вес. части Макового масла 1/8 вес. части Масла смешиваются с лаком и затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берется 11/2 весовых части 1%-ного раствора карбола. Эмульсия эта может сохраняться, не портясь, до двух недель; по истечении этого времени ее нужно считать непригодной для употребления.

Конрад считал, что чем суровее будут гонения, тем скорее удастся искоренить ереси. В германском обществе зрело недовольство действиями инквизитора. В 1233 году он был убит, той же участи подверглись и два главных его помощника.

Папа Григорий пришел в ярость от произошедшего и приложил усилия, чтобы убийцы его верных слуг были наказаны. Но в то же время, по инквизиции был нанесен сильный удар, и, хотя она продолжала формально существовать, в этой стране она практически не стала реальной силой.

Положение еретических сект в Германии по прежнему оставалось относительно вольготным, что требовало принятия мер по искоренению еретичества. В стране существовали общины бегинок и бегинов, бегардов, келлитов и прочие, продолжали действовать и Братья Свободного Духа. «В 1309 г. летописцы упоминают о «бродячих лицемерах, называемых лоллардами», которые по всему Генегау и Брабанту пользовались большим успехом.» Папа Урбан V (занимал пост в 1362 - 1370 гг.) направил в Германию для разрешения проблемы монахов ордена доминиканцев. Император Германии побоялся отлучения от церкви и принял новых инквизиторов с почетом. Благодаря его покровительству, инквизиция начала действовать и множество еретиков было уничтожено в в Магдебурге, Бремене, в Тюрингии, Гессене, Саксонии и других местностях.

«В XV-XVI вв. влияние инквизиции было подорвано еще больше. Наступило время таких выдающихся мыслителей, как Иоганн Вессель и, главное, Мартин Лютер. Он продолжал свои проповеди, а после его смерти в 1546 г. его последователи составили сильную оппозицию католической церкви. Инквизиция в Германии потеряла всякую силу»

Франция

«Во Франции благодаря альбигойским войнам инквизиция имела более твердые основы. И все же, когда там появился Гильом Орно, поддерживаемый папой Григорием IX, его жестокость так обозлила людей, что он и его помощники были убиты, как Конрад в Германии. Однако папы были полны решимости установить инквизицию во Франции, и началась длительная борьба между папами и французскими королями за верховенство в этой стране»

В 1233 году доминиканский приор Бензасор получил предписание начать преследование многочисленных еретиков, бежавших во Францию. Тот перепоручил это дело своему брату Роберту, бывшему катару, который раскаялся.начались преследования в городе Шаритэ, затем в Неровне, Эленкуре, Камбрэ, Дуэ и других городах.

«В августе 1235 г. Григорий IX писал доминиканскому провинциалу, что вся Франция заражена ересью и что необходимо восстановить инквизицию и дать ей свободу действий; он согласился на назначение инквизитором брата Роберта.

Архиепископ Санский получил указ оказывать содействие Роберту, а Роберт получил от самого папы полномочие действовать по всей Франции» Деятельность инквизиции по выявлению еретиков была развернута во Фландрии, Шампани, Бургундии, Иль де Франсе, затем в Провансе и области Дофинэ.

Деятельность Роберта была отмечена большими злоупотреблениями, частыми неправильными приговорами так, что Папе даже пришлось вводить специальные ограничения и предписания для инквизиции. Вскрывшие злоупотребления в 1238 году позволили заключить монаха в тюрьму.

«Но в течение трех или четырех лет после падения Роберта преследование свирепствовало от Рейна до Луары по всем провинциям, которые, по мнению инквизиторов, кишели тайными еретиками. С этого времени доминиканская инквизиция навсегда установилась во всей Франции. Король Людовик Святой принял на себя все расходы инквизиторов, даже в землях его крупных вассалов. Деятельность инквизиторов охватила всю страну; они преследовали еретиков повсюду, не обращая внимания на границы инквизиторских округов»

Большого влияния Инквизиция достигла при короле Филиппе IV Красивом, занявшем трон в 1285 г. «Он стремился ограничить власть и влияние церкви в своем королевстве. Король заявил о своем желании провести реформу церковного законодательства, и в результате в Рим было отправлено послание с заявлением о том, что папа лишен права вмешиваться в светские дела государства». Филипп вскоре стал одним из самых могущественным людей в Европе. «Более того, новый папа, Климент V, перенес резиденцию из Рима в Авиньон, который хотя и был папским владением, но находился во Франции, под контролем короля. Этот период (около 60 лет) прозвали “авиньонским пленением пап”,»

Вскоре после этого Филипп сообщил Папе о необходимости устранения ордена тамплиеров, обладавших крупными богатствами, необходимыми казне, истощенной войной. Папа находился фактически под контролем короля и, соответственно, дал согласие на расправу с орденом.

Орден был обвинен в совершении антихристианских обрядов, содомии и ереси. Все обвинения были доказаны и подкреплены признаниями.

«13 сентября 1307 г. Филипп Красивый, ссылаясь на просьбу инквизитора, отдал секретный приказ арестовать всех тамплиеров, проживающих во Франции, и на­ложить секвестр на все их имущество под предлогом, что они собирались покинуть страну, захватив свои сокровища.»

В застенки инквизиции попало большое количество храмовников во главе с гроссмейстером Жаком де Молэ. Он и два других руководителя ордена были сожжены 11 марта 1314 г. «Что касается имущества и сокровищ тамплиеров, то хотя Вьеннский собор постановил передать их ордену госпитальеров, по существу они остались в руках французской короны и светских князей, завладевших ими.

Филипп не только завладел всеми сокровищами тамплиеров, но еще заставил госпитальеров в виде компенсации уплатить ему 200 тыс. ливров».

Первое в Париже аутодафэ состоялось 31 мая 1310 года над евреем-еретиком. На следующий день была сожжена Маргарита из Ганнау , еретичка-бегинка, являвшаяся первым апостолом немецкой секты Братьев Свободного Духа.

«В 1334 г. Филипп VI подтвердил привилегии инквизиции, при условии, что она будет выполнять волю французской короны».

Столетняя война (1337 - 1453) сильно затрудняла деятельность инквизиции, но после ее окончания, процессы по делам вероотступников продолжались.

«При Франциске I произошла кровавая расправа с вальденсами, но и прежде были казни еретиков. В 1534 - 1535 гг. в Париже были сожжены 24 человека».

В 1548 году Генрихом II была учреждена «Огненная палата», особый суд, судивший еретиков-последователей реформации. Палата инквизиции же не прекратила свое существование, но была значительно ограничена в своем влиянии.


На главный раздел сайта: Графика и искусство