Первобытное искусство и мифология Античное искусство Эпоха Возрождения Архитектура периода Киевской Руси Немецкий романтизм Экциклопедия по искусству Стиль в литературе и искусстве

Реферат по истории искусства

Устройство инквизиции

Лица, осуществлявшие процесс осуждения.

Верховным главой судебной системы являлся Папа Римский, который считался «наместником бога на земле», а следовательно, имел неограниченную власть в духовной сфере. Священный трибунал для папства был удобным средством контроля за деятельностью людей, позволяя выявлять и наказывать инакомыслящих. 

Розыском занимались инквизиторы, которые чаще всего «рекрутировались из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев, и подчинялись непосредственно папе». Помимо этого, в состав инквизиторов могли входить и представители других монашеских орденов, например, францисканцев, так же, священники и, иногда, люди, не имеющие духовного сана. В начале 14 века папой Климентом V (1305 - 1314) был установлен минимальный для инквизитора возраст (40 лет).

Инквизиторы наделялись большими правами. «Никто, кроме папы, не мог отлучить их от церкви за преступления по службе, и даже папский легат не смел отстранить их хотя бы временно от должности без особого на то разрешения папского престола»

Дизайн интерьера квартир и нежилых помещений Наше сотрудничество с клиентами по разработке дизайна интерьеров строится, как правило, следующим образом. После первоначальных контактов с Вами (личное знакомство, выезд на объекты, обмер помещения), дизайнер, в большинстве случаев, уже имеет некоторое представление об особенностях дизайна интерьера, который Вы желаете видеть в результате, т.е. получает своеобразное техническое задание (указывается желаемое количество комнат, количество проживающих лиц, определяется стиль интерьера и т.д.).

В 1245 году инквизиторам было даровано право на прощение друг другу и своим подчиненным всех грехов, так или иначе связанных с их деятельностью. Инквизиторы действовали в тесном контакте с местным епископом.

Инквизиторы так же получали годовое жалование, либо часть конфискованного у последователей еретических учений имущества (в Италии эта часть составляла одну третью).

Основными руководствами в деятельности инквизиторов являлись различные папские постановления и специально написанные для инквизиторов пособия, как то: «Практика инквизиции» Бернара Ги (1324), пользовавшаяся наибольшей популярностью в ранний период, и «Молот ведьм» Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487), распространившаяся в период позднего Средневековья.

«Провинции инквизиторов были настолько обширны, что приходилось разделять работу, в особенности в первое время, когда еретики были очень многочисленны и требовалась целая армия следователей. Но право назначать полномочных комиссаров было признано за инквизитором законом только в 1262 г. Урбаном IV и подтверждено Бонифацием VIII. Эти комиссары или викарии отличались от помощников тем, что их назначал и увольнял сам инквизитор. Они стали существенным элементом инквизиции и вели дела в местностях, удаленных от главного судилища».Реформами Климента в 1317 году такие комиссары были наделены полной инквизиторской властью, то есть могли вызывать на допрос, арестовывать и допрашивать свидетелей и подозреваемых в ереси, а также, в случае надобности, прибегать к пытке и приговаривать к тюрьме. Однако они не имели права назначать смертную казнь и ставить вместо себя уполномоченных.

В XIV веке для помощи в следствии стали назначаться квалификаторы (юристы), которые должны были формулировать обвинительный приговор без противоречий с законодательством.  Однако они находились в сильной зависимости от инквизиторов. «Они были лишены возможности ознакомиться с делом подсудимого, им давалось только краткое резюме показаний его и свидетелей, часто без имен, якобы для того, чтобы «эксперты» могли высказать более объективно свое мнение, в действительности же для того, чтобы скрыть имена доносчиков, пытки и прочие преступления инквизиторов. Квалификаторы определяли, являются ли высказывания, приписываемые обвиняемым, еретическими, или от них «пахнет» ересью, или они могут привести к ереси. Соответственно квалификаторы устанавливали, является ли автор высказываний еретиком или его следует только подозревать в этом преступлении и в какой степени - легкой, сильной или тяжелой. От заключения квалификаторов зависела судьба подследственного».

Обеспечивать беспристрастность процесса были обязаны нотариус и понятые. Нотариус скреплял своей подписью все показания, данные в ходе процесса, и лично удостоверял все документы. Понятые присутствовали на допросах и также удостоверяли, что показания записаны верно.

«Другими важными чинами в аппарате инквизиции были прокурор, врач и палач. Прокурор - один из монахов на службе инквизиции - выступал в роли обвинителя. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался «преждевременно» под пыткой. Врач полностью зависел от инквизиции и по существу был помощником палача, от «искусства» которого часто зависели результаты следствия. Роль палача в комментариях вряд ли нуждается».

«Подсобными» служащими инквизиции являлись так же всевозможные тайные доносчики и шпионы, тюремщики, обслуживающий персонал и проч. Доносчики находились в самых различных слоях общества. «Их можно было найти в королевской свите, среди художников и поэтов, торговцев и военных, дворян и простолюдинов. В число «родственников» <инквизиции> входили также почтенные и всеми уважаемые аристократы и горожане, принимавшие участие в аутодафе. В их задачу входило уговаривать осужденных публично покаяться, исповедаться, примириться с церковью. Они сопровождали жертвы инквизиции на костер, помогали его зажечь, подбрасывали хворост. … Количество добровольных сотрудников инквизиции исчислялось сотнями»

Помощники в деле розыска находились среди всего католического населения, особенно в среде духовенства. Так, в сельских местностях эту роль выполняли приходские священники, в помощь которым полагалось два человека из мирян.

Инквизиция была высшим духовным органом государства, и ей повиновались духовные и светские власти.

Обвинение.

Для искоренения вероотступников, их необходимо было обнаружить, что в первые десятилетия после начала преследования ереси катаров и вальденсов не составляло труда, так как они не скрывали своих взглядов, открыто выступая против церкви. Но после массовых казней альбигойцев и других расправ над еретиками на севере Франции и Италии и на землях Священной Римской империи последователи еретических учений стали скрывать свои убеждения и даже выполнять католические обряды. Естественно, они при этом не отрекались от своих взглядов, а значит, необходимо было вычислить их и наказать.

«Существовало два типа инквизиционной процедуры – общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все население данной местности, во втором – через кюре делался вызов определенному человеку. Если вызванный не являлся, его подвергали отлучению. Явившийся давал клятву чистосердечно рассказать все, что ему известно о «ереси»»

Основанием для ареста чаще всего служили доносы, состоящие из обвинений одним человеком другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или любой помощи еретикам.

Следствие инквизиции держалось на трех основных китах: розыске, доносах и сыске. Но основным из этих трех инструментов на начальном этапе являлся розыск. Инквизитор был принужден совершать постоянные объезды подведомственного ему участка.

Приезжая в какую-либо местность, он объяснял жителям свою миссию и требовал их выдать все известные о ереси и еретиках сведения. Откликнувшиеся на призыв получали награду, например, в виде индульгенции на срок в три года. 

Если имелись покаявшиеся еретики, то он заставлял их выдать своих бывших единоверцев. Если же таковых не оказывалось, то инквизитор принуждал под присягой всех местных жителей указать подозрительных или еретиков. Арестовав вновь выявленных еретиков, он под конвоем препровождал их в центр епископии, где и начинал допрос.

В некоторых странах, например, в Испании, отпущение грехов верующим становилось возможным только в случае доноса на кого-либо, замеченного в прегрешении против церкви.

Важным источником доносов служила исповедь, так как священники были обязаны раскрывать тайны прихожан, замеченных в ереси.

Доносчиками и обвиняемыми могли стать юноши с четырнадцатилетнего возраста, а девушки – с двенадцатилетнего, однако, могли приниматься и показания малолетних детей. Обвинить и подвергнуть наказанию могли как ребенка или беременную женщину, так и глубокую старуху.

«Печальная слава, сопутствовавшая инквизиции, создавала среди населения атмосферу страха, террора и неуверенности, порождавшую волну доносов, подавляющее большинство которых было основано на вымыслах или нелепых и смехотворных подозрениях. Люди спешили «исповедаться» перед инквизитором в надежде в первую очередь оградить самих себя от обвинений в ереси. Многие использовали эту оказию для мести, сведения счетов со своими противниками, конкурентами, соперниками»

Философские, художественные, политические и другие подобного рода произведения, где были высказаны «крамольные» мысли и идеи, подвергались внимательной проверке и, при несоответствии их официальному церковному учению, авторы таких книг привлекались к судебной ответственности.


На главный раздел сайта: Графика и искусство