Первобытное искусство и мифология Античное искусство Эпоха Возрождения Архитектура периода Киевской Руси Немецкий романтизм Экциклопедия по искусству Стиль в литературе и искусстве

Стили в архитектуре

Другим недостатком центральных затворов является нестабильность параметров.

В лепестковом затворе слишком много узлов трения, а лепестки обладают большой массой и, как следствие, излишне инертны. Кроме того, в центральном затворе трудно разместить мощную пружину привода. Всех перечисленных проблем нет в шторно-щелевом затворе. В барабан, на который наматываются шторки, встроена мощная цилиндрическая пружина со стабильными механическими параметрами. Шторки легки, поскольку изготовлены из прорезиненной ткани, а не из металла. Шторный затвор легко оснастить снижающими трение подшипниками (в нем нет трущихся плоскостей, как в центральном затворе).

Неудобен шторный затвор в широкоформатных фотоаппаратах. Там, где площадь кадрового окна велика, есть опасность неравномерной засветки различных участков кадра. При последовательной засветке световая обстановка в период экспонирования пленки может измениться. Центральный же затвор засвечивает сразу всю поверхность кадра.

Матерчатый шторно-щелевой затвор Барнака изобретенный им около 1904-1910 годов (по данным разных источников), жив до сих пор. В классическом виде он, как это ни удивительно, присутствует в камерах российского и белорусского производства - в фотоаппаратах "Зенит" и "ФЭД". В модифицированном - во всех дальномерных и зеркальных камерах мира.

Отличия современных затворов от своего прародителя не так уж велики.

Во-первых, шторки переориентированы на короткую сторону кадра (движутся не справа налево, а сверху вниз).

Во-вторых, прорезиненная ткань заменена либо металлической (латунной) гофрированной лентой, впервые примененной в немецких камерах Contax, либо набором подвижно скрепленных лепестков - ламелей, выполненных из легких (для снижения массы) сплавов или углепластика.

Модификация шторно-щелевого затвора - ламельный затвор. Это компромиссная технология. Экспозиция производится, как и в шторном затворе, щелью, образуемой металлическими ламелями. Но сами ламели не собраны в шторку, а закреплены в одном узле, то есть при срабатывании поворачиваются, а не движутся одна за другой. Таким образом, ламельный затвор имеет много общего и с шторно-щелевым, и с центральным затвором, но по характеристикам все же ближе к первому.

Вместо пружины, которая перемещает шторки в классическом затворе Барнака, в современных камерах применяются электромагниты. Их преимущество - высокая точность отрабатывания выдержек, недостаток - невозможность работы камеры без элементов питания. Поэтому в профессиональных фотоаппаратах чаще используют механические затворы, дополненные различными механизмами "мягкого" спуска и электронного контроля выдержек...

Что больше всего напоминает старая и поистине вечная Leica, когда мы берем эту камеру в руки? Наверное... револьвер. И хорошие механические часы.

С револьвером этот фотоаппарат роднит слаженная работа механики. Но почему - часы? Возможно, потому, что взвод затвора и перевод кадра (транспортировка пленки) производится заводной головкой, как у часов. Правда, самые первые Leica и ее последователи имели отдельные, не совмещенные механизмы взвода затвора и транспортировки пленки. Оскар Барнак следовал устоявшейся традиции - в популярных на тот момент пластиночных камерах перематывать было попросту нечего. Кстати, курковый взвод появился уже после Барнака. Головка взвода долго "сопротивлялась", но, в конце концов, уступила место удобному и быстрому взводу специальным рычагом, которым фотограф одномоментно и перематывал пленку на следующий кадр, и взводил пружину затвора.

Наконец, механизм фокусировки, примененный Барнаком в фотоаппарате Leica. Все современные камеры, если они не снабжены объективом с фиксированным фокусом, наследовали механизм фокусировки у этого славного немецкого прародителя. Классический дальномер - это два визира в одном окуляре. Вспомогательный визир передает изображение посредством зеркала, которое через рычаг поворачивается при выдвижении оправы объектива - во время наводки на резкость. Совмещение двух картинок в одну (устранение двойного изображения) и есть процедура фокусировки. Точность обеспечивается специальной юстировкой, в те времена - ручной индивидуальной, в наше время - соблюдением технических допусков при массовом производстве.

Первые дальномеры были вынесены за пределы штатного видоискателя. В распоряжении фотографа было два окуляра. Через один он наводил резкость, через второй компоновал кадр. Затем оба оптических устройства были совмещены. Площадь вспомогательного визира была уменьшена, зона наводки на фокус сократилась до небольшого участка в центре окна видоискателя. Это повысило оперативность съемки.

Дальномер


Рис. 1.16.  Дальномер

Любопытно, но дальномер Барнака также применяется в современной аппаратуре, в том числе и цифровой. Правда, не в классическом виде, но основные принципы остаются неизменными.

Подробней об устройстве механизмов фокусировки объектива поговорим отдельно, пока же в качестве примера нетленности находок Оскара Барнака кратко обозначим применяемые сегодня системы фокусировки фотоаппаратов.

В современных цифровых и пленочных камерах используются две технологии - активная и пассивная. Активная фокусировка - это классический дальномер с моторным приводом и инфракрасным светодиодным прожектором. Пассивная фокусировка (контрастного типа) применяется в зеркальных фотоаппаратах. Кинематическая схема пассивного дальномера выглядит проще, но светочувствительный элемент (обычно не один, а целая матрица из подобных элементов) и электронная схема управления сложнее. Логическая электронная схема фотоаппарата дает команду моторному приводу фокусировочного механизма объектива на выбор расстояния фокусировки. Как только контраст изображения на датчиках, установленных на пентапризме, достигает максимума (а следовательно, максимальным становится и ток на выводах светочувствительных элементов), фотоаппарат "делает вывод", что фокус наведен. При недостаточном освещении на помощь пассивному автофокусу приходят лампы подсветки - встроенный в корпус фотокамеры прожектор или встроенная вспышка. Прожектор включается на короткое время, вспышка дает серию маломощных засветок. Этого вполне достаточно для срабатывания механизма автоматической фокусировки даже в полной темноте.

Кроме описанных схем автоматической фокусировки есть множество различных вариантов, например, ультразвуковая фокусировка. Это та же активная автофокусировка, но вместо инфракрасного луча здесь используются излучаемые камерой ультразвуковые волны. В фотоаппаратах для общего применения подобные схемы используются редко, поскольку точность ультразвукового дальномера невысока.

Кстати, принцип измерения яркости светового потока используется и в экспонометрических системах автоматических камер. Но во времена Барнака подобные устройства (экспонометры) только проектировались...

Обладатели классических Leica - счастливые люди. Они могут себе позволить купить одну из самых дорогих малоформатных камер, либо владеют экземпляром старого фотоаппарата, который до сих пор работает (неработающая Leica, когда бы она ни была выпущена, такая же редкость, как не умеющая плавать рыба).

Даже в наши дни, когда пленка стремительно выходит из обращения, фотоаппарат Leica остается мечтой многих фотографов, предметом коллекционирования и даже поклонения. Дело, конечно, не только и не столько в высокой надежности и долговечности этой камеры. Секрет неугасающей востребованности фотоаппарата Оскара Барнака в том, что Leica редчайший пример того, как специализированное устройство вполне прикладного назначения превратилось в подлинный предмет искусства.


На главный раздел сайта: Графика и искусство