Первобытное искусство и мифология Античное искусство Эпоха Возрождения Архитектура периода Киевской Руси Немецкий романтизм Экциклопедия по искусству Стиль в литературе и искусстве

Экциклопедия по искусству. Стили в архитектуре

Гробницы Древнего Египта

У древних народов, не предававших своих трупов сожжению, гробница всегда воспроизводит форму жилища. Так же, как и храмы, гробницы бывают надземными и подземными. И те и другие строятся по одному плану и состоят из одинаковых частей: погребальной камеры и помещения для погребальных обрядов -- склепа и святилища.

Надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах (как в Бени-Гассане), состоят из двух частей: погребальной камеры и расположенного перед ней помещения для религиозных обрядов. В пещерах и гробницах фиванских династий помещение для религиозных обрядов представляет собой отдельный храм. Рамессеум и Мединет-Абу и были подобными поминальными храмами Рамсеса II и Рамсеса III. Храм Сфинкса нес те же функции при пирамиде Хеопса.[7]

Гробница со времени фараона Тутмоса I (XVI в. до н. э.) была отделена от храма. Тутмос I перенес свою гробницу в Бибан-эль-Молук, в «долину царей», ставшую с этого времени царским некрополем.

Гробницы первых династий напоминают хижину феллаха с покатыми стенами и плоской крышей. «Мастабы», несомненно, являются подобием дома: снаружи легко различается обработка двери. Внутренний план и украшения подражают жилому помещению. Потолок из пальмовых стволов, отверстия, проделанные для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни. В массивах некоторых мастаб имеется замурованный колодец , заканчивающийся погребальной камерой. В других мастабах вместо зал имеются узкие галереи с портретными статуями покойника.

3.2 Пирамиды

В нижнем Египте стоят пирамиды, окруженные мастабами. Они сводятся к следующим типам:

собственно пирамида (Гизех [прил.7 рис.1]);

пирамида с ломаным профилем (Дашур [прил.8 рис.1,2]);

ступенчатая пирамида (Саккара [прил.9 рис.1]).

Так же, как и в мастабах, наружные плоскости пирамид ориентированы по странам света. Погребальная камера представляет собой помещение со строго отвесными каменными стенами, иногда с плоским плафоном, а иногда со сводчатым перекрытием. Камеры, а иногда и ведущие к ним шахты, защищены от давящей на них массы пирамиды особой разгрузочной системой. Входы в галереи заделаны каменной кладкой и совершенно замаскированы. В некоторых местах галереи облицованы гранитом и перегорожены опускными гранитными плитами, скользящими в продольных пазах.

Современные мастабам пирамиды также украшены стенной росписью, но обычно более скупой и отвлеченной -- синее небо со звездами на плафоне и вместо фигурных композиций иероглифические надписи.

Структура большей части пирамид показывает, что они строились по методу последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья и ядра пирамиды. И далее, на протяжении всей своей жизни, он продолжал стройку пирамиды и сооружал вторую, более пышную погребальную камеру, которая заменяла первую. В течение всей жизни фараона возникали все новые слои кладки и новые помещения.

Добавления производились тем или иным способом:

утолщение стен ядра новой кладкой.

к наружным плоскостям ступенчатого ядра добавляют последовательно новые ряды кладки, которым придают некоторый наклон. Так объясняется происхождение ступенчатых пирамид.

в сущности, представляет разновидность предыдущего способа и, по-видимому, объясняет происхождение пирамиды с ломаным профилем.

применялся упрощенный способ. Вместо того, чтобы создавать массу пирамиды из правильных рядов каменной кладки, делали кладку с забутовкой, ставили стенки и заполняли пустоты между ними.

Каков бы ни был способ кладки массы пирамиды, облицовка всегда давалась в правильных рядах. По указанию Геродота, окончательная обработка велась с вершины и постепенно доводилась до основания; это тот метод, который впоследствии ввели у себя греки.

Пирамида является символом долговечности и абсолютного покоя; форма ее отвечала идее гробницы, но едва ли пирамиды служили только усыпальницами.

Жомар, пораженный необычайной точностью ориентации Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью, считает эту пирамиду одним из астрономических памятников.

Предположение Жомара о метрологическом характере пирамид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.

Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер -- с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений -- с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.

Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб -- около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.

Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.

Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.

Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.

Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.

Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.

Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.


На главный раздел сайта: Графика и искусство