Первобытное искусство и мифология Античное искусство Эпоха Возрождения Архитектура периода Киевской Руси Немецкий романтизм Экциклопедия по искусству Стиль в литературе и искусстве

Экциклопедия по искусству. Стили в архитектуре

Архитектура Древнего Египта - самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры.

История Египта начинается в 4 тыс. до н.э., когда Центральная и Северная Европа еще жила в каменном веке, а слово «Эллада» не появилось на свет. В VII в. до н. э. в дельте Нила была основана греческая колония Навкратис. В 332 г. до н. э. после завоевания Египта Александром Македонским началась его эллинизация, но египетское искусство успело до этого времени оказать существенное воздействие на формирование и развитие искусства греков.

В 30 г. до н.э. Египет стал римской провинцией. В 642 г. завоеван арабами, и в последующем эта страна развивалась в мире мусульманской культуры, иной по содержанию и художественным формам.

Актуальность данного исследования очевидна, поскольку искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно - оно пережило древнеегипетское государство, - что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-»., и по сей день остается не до конца изученым. Египет расположен на северо-востоке Африки, по течению р. Нил (ок. 1200 км, наибольшая ширина реки в дельте - 25 км). Нил впадает в Средиземное море (одна из версий происхождения названия страны - от финикийского ai-gabt - изогнутое побережье, дельта реки).

Древнегреческий историк Геродот (ок. 484-425 гг. до н.э.) называл Египет страной «недавнего происхождения» и «даром реки». Жизнь египтян и расцвет их культуры зависели от плодородного черного ила, который приносили регулярные разливы великой реки. Отсюда египетское название страны (егип. Та Kemet - «Черная земля»). Сохранности культуры способствовала относительная изоляция от враждебных соседей - ближайшими соседями египтян были пустыня и море. В этом оазисе взаимодействовали четыре расы: малорослые жители Восточного Средиземноморья, крепкого сложения кроманьонцы (их следы находят и в других частях Африки), негроиды и пришлые семиты из Передней Азии. Жизнь древних египтян складывалась в противоборстве кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Эта особенность отразилась в символике короны египетских фараонов, состоящей из двух частей: красной (вначале - черной, цвета нильского ила), украшенной изображением змеи, - символ Нижнего (по течению реки) земледельческого Египта, и верхней белой части с изображением коршуна - символ Верхнего Египта, страны скотоводов. Этот дуализм олицетворяли египетские боги: Осирис (бог растительности) и его злой брат Сет

История Древнего Египта

Исторический экскурс

Научная хронология выделяет эпоху Древнего Царства 3000-2263 гг. до н. э., или I-VI династий (в ином варианте в эпоху Древнего Царства включаются только III-VI династии). Далее следует переходный период смут и раздробленности страны (2263-2040 гг. до н.э.; VII-Х династии). Датировки Древнего Царства, которых придерживаются разные ученые, расходятся (от 360 до 150 лет). Период Среднего Царства, возрождения государства новой Фиванской династией фараонов, обычно датируется 2160-1785 гг. до н.э. (XI-XII династии). Затем следует второй переходный период (1785-1580 гг. до н.э.; XIII-XVII династии). Новое Царство, 1580-1085 гг. до н.э. (XVIII-XX династии), начинается изгнанием племени гиксосов, ослабивших Египет после XVII династии, и объединением Верхнего и Нижнего Египта под властью Фив. Эпоха Нового Царства включает период «египетского Возрождения» при фараоне XVIII династии Эхнатоне (1424-1388). Период раздробленности и междоусобных войн именуется третьим переходным периодом (1085-715 гг. до н.э.; XXI-XXIV династии). В Позднем Царстве (715-332 гг. до н.э.; XXV-XXXI династии) выделяется период объединения страны под властью XXVI Саисской династии. В 525 г. до н.э. Египет был захвачен персидским царем Камбизом II. После покорения Египта в 332 г. Александром Македонским страной правили цари династии Птолемеев.

Древнее Царство называют «веком пирамид», это «молодость Египта». «Именно тогда было создано все самое великое, - писал французский египтолог П. Монтэ, - Среднее Царство - период лабиринта... Саисское Возрождение - сложное время кризиса, когда... египтяне слишком увлеклись мумификацией животных и переписыванием заклинаний». История Египта туманна, а хронология настолько условна, что время египетской культуры принято измерять не годами и даже не столетиями, а порядковыми номерами династий[1].

1.2 Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения -- гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки -- мастаба -- в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.

В погребении, в специальном помещении -- сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре [прил.9 рис.1], фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

Пирамиды в Гизе

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу) [прил.1. рис.1], Хефрена (Хафра) [прил.2. рис.1] и Микерина (Менкаура)[прил.2 рис.3], сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания -- солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине[3].


На главный раздел сайта: Графика и искусство