Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

Наиболее характерным комплексом отдыха для Древнего Рима были термы.

Посещение терм было неотъемлемой частью римского образа жизни. Кроме своего основного назначения термы включали открытые дворы для воздушных и солнечных ванн, площадки для гимнастики, бассейны для игр и плавания, комнаты для отдыха и массажа после бани, экседры для отдыха и бесед, нимфеи с источником или фонтаном, библиотеки и помещения для музыкальных и литературных выступлений. Самыми значительными по пышности и вместимости (до 1600 посетителей одновременно) были термы Каракаллы (рис. 1.6). Комплекс включал главное здание, состоящее из зеркально повторяющихся групп помещений: вестибюлей, раздевален, массажных, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подходящих к кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен, освещаемых двойным рядом окон под куполом. Затем через небольшой тепидарий с теплыми ваннами можно было попасть в центральный зал — фригидарий с холодной баней и бассейном для плавания. Главный корпус окружало парковое пространство, предназначенное для спорта, развлечений и отдыха у фонтанов нимфей. С наружной стороны ограды термы располагались номерные бани, конторы и магазины. Термы — значительное достижение в эволюции отдыха; они являются прообразом современных многофункциональных центров в городе и загородной среде.

Значительную часть отдыха римлян занимали зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры, борьба с животными, состязания колесниц. Основные зрелищные сооружения — театры, амфитеатры, одеоны, цирки. Театры первоначально состояли из отдельных элементов: мест для зрителей — театрона, которые устраивали на ступенях, врезанных в холм; орхестры — круглой (полукруглой) площадки, где происходило действие; скены — отдельной палатки для переодевания. Позже разрозненные части слились в единое целое, что является характерной чертой римского театра. Скена, наиболее подвергавшаяся изменениям часть римского театра, становилась все более нарядной, часто для ее оформления использовали цветной мрамор и росписи.

В Риме были распространены малые театры — одеоны — с упрощенным устройством сцен, предназначенные для музыкальных и поэтических представлений. Одеоны могли быть крытыми (в виде отдельных зданий) и открытыми. Здания этого типа, но меньшего размера, назывались аудиториями. В них выступали философы, риторы, писатели. Амфитеатры сооружали для гладиаторских игр и битвы с дикими животными; они имели эллиптическую в плане арену и повторяющий ее форму театрон. Это специфический римский тип сооружения, форма которого определялась характером представлений. Самым совершенным по конструкции и форме был амфитеатр Колизей: огромная, овальная в плане чаша

Рис. 1.6. Термы Каракаллы (Древний Рим):

1 — главный вход; 2 — номерные бани; 3 — ксист; 4 — входы; 5 — вестибюли; 6 — раздевальни; 7 — залы перед бассейном; 8 — бассейн; 9 — фригидарий; 10 — тепидарий; 11 — кальдарий; 12 — залы для отдыха после бань; 13 — палестра; 14 — боковые залы; 15 — экседры; 16 — проходные залы; 17 — глубокие бассейны; 18 — банные помещения с бассейном; 19 — дворы с резервуаром для воды; 20 — дворы с отопительными устройствами; 21 — стадий; 22 — библиотека; 23 — нимфеи; 24 — перистили; 25 — глубокие бассейны; 26 — полукруглые портики; 21 — отстойник

(продольная ось 187,77 м) окружена подымающимися вверх местами для зрителей. Колизей вмещал 56 тыс. зрителей. В этом крупнейшем амфитеатре проявился характер восприятия зрелищ римлянами — каждый зритель видел со своего места всю массу людей, заполнявших амфитеатр, охваченных настроением праздничности происходящего и доступности для свободных граждан Рима.

Римские цирки были местами конных бегов и состязаний на колесницах. Они состояли из вытянутой в плане арены (например, цирк Максенция на Аппиевой дороге, приведенный на рис. 1.7, имел размеры 428 х 79 м), разделенной невысокой стенкой-спиной, вокруг которой происходили бега,

Рис. 1.7. Цирк Максенция на Аппиевой дороге (Древний Рим)

и ступенчатыми местами для зрителей вдоль арены. Арена имела два входа: на одном конце арены располагали загоны для лошадей, откуда их выпускали в момент старта, на противоположном — устанавливали триумфальную арку, из-под которой появлялся победитель.

Римские театры, амфитеатры, цирки оказали значительное влияние на последующую европейскую архитектуру зрелищных сооружений.

Жилые постройки (рис. 1.8) римлян разделяются на городские и сельские дома-виллы. Появление загородного дома связано с возникшей потребностью в отдыхе горожан от шума и сутолоки миллионного города. Городской жилой дом богатого горожанина — дому с — создавался по единой схеме: входной вестибюль — атрий, имеющий квадратное отверстие в перекрытии; таблиниум — главное помещение дома, служившее первоначально семейной спальней и трапезной, а позже для деловых контактов главы семьи; затем двор — перистиль. Позднее появились атриумно-перистильные дома с отдельной трапезной — триклиниумом. Вокруг этих основных помещений группировались жилые комнаты для мужчин и женщин, а также хозяйственные постройки. Атриумно-перистильный дом, размещенный на холме, развился в террасный дом, который часто использовался для загородных вилл. Виллы чаще всего являлись центром сельскохозяйственного поместья землевладельца. Размещались виллы на южном склоне холма, откуда

открывалась панорама окрестностей. Комнаты располагали свободно, но спальни, библиотеки и кабинеты были удалены от шумной части жилища. На вилле предусматривался комплекс помещений для поддержания здоровья: термы, плавательный бассейн, солярий, иногда гимнасий, крытые аллеи для прогулок (стадий). В саду перед домом размещались нимфеи, экседрыу перголы, широкие мраморные скамьи, статуи, фонтаны и бельведеры — все было предназначено для спокойного и приятного отдыха.

В период Римской империи в городах строили дешевое жилье — инсулы (многоэтажные кирпичные жилые дома с квартирами, сдаваемыми внаем). Жилые помещения располагали на верхних этажах трех-, четырех-, пятиэтажных блоков, имеющих свою лестницу. Фасады обрели вид многоэтажных жилых домов с окнами, обращенными на улицу. На первых этажах инсул располагали торговые помещения — таверны, хозяин которых проживал здесь же, на антресольном этаже. Инсул а — чисто римское явление.

В Римской империи появились новые типы сооружений, связанные с временным ночлегом, — постоялые дворы, строительство которых началось вдоль всех римских дорог после выхода закона о регулярном почтовом сообщении.

В Древнем Риме большое внимание уделялось климатолечению в горах. Уже в III —IV вв. нашей эры были построены первые климатолечебницы в малодоступных частях Альп в Давосе. Предназначались они для высших слоев римского общества.

Древний Рим создал не только новые типы жилища, но и разнообразные типы мебели для отдыха. Римляне, как и древние греки, не только ели и пили, но зачастую и работали лежа — читали, писали, заключали сделки. Для этого применяли различные виды ложа, которые устанавливали вокруг круглого обеденного стола. На основе традиционной, богато драпированной, кровати по-

Рис. 1.8. Италийский домус (Древний Рим):

1 — вестибюль; 2 — атрий; 3 — имплювий; 4 — таблиниум; 5 — таберна; 6 — крыло; 7 — коридор; 8 — огород

явились носилки, которыми пользовались при передвижении по городу. Большое значение приобрел стол; легкий, подвижный обеденный стол менялся при перемене блюд. Появился мраморный стол — почетный стол, который устанавливался в атрии.

Римская архитектура подвела итог истории античной архитектуры, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие зодчества, в частности стала неисчерпаемым источником архитектурных образов среды отдыха и досуга в истории европейского градостроительства.

Контрольные вопросы и задания

Назовите основные этапы в развитии архитектуры отдыха.

Дайте определение архитектурного стиля.

Перечислите архитектурные стили эпохи древнего мира.

Назовите типы зданий и сооружений, определявших структуру отдыха в древнем мире.

Какова планировочная организация жилища пастадного, перистильного и атриумного типа в архитектуре древнего мира?

Какова была пространственная среда отдыха Древней Греции?

Назовите памятники архитектуры отдыха Древнего Рима.

Назовите прототипы зданий гостиничного типа в архитектуре древнего мира.

Гинекология посмотреть.

На главный раздел сайта: Туризм