Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

Планировочная организация административно»конторских помещений

Планировочная организация административно-конторских помещений зависит от их размещения в структуре рекреационного учреждения. В современных рекреационных учреждениях городского типа административно-конторские помещения располагают между жилыми и общественными этажами, повторяя конфигурацию жилого этажа.

Состав административно-конторских помещений (рис. 4.36) зависит от вместимости и комфортности рекреационного учреждения, а также от вида деятельностного процесса. Деятельностные процессы связаны с разработкой документации, как в сфере производства, так и в сфере потребления услуг. Процесс включает операции по сбору информации, ее аналитической обработке и составлению нормирующих, регламентирующих и инструктирующих указаний, определяющих порядок организации и деятельности рекреационного учреждения и административного персонала.

Все помещения административного назначения можно разделить по типу деятельностного процесса на основные помещения и вспомогательные.


Рис. 4.36. Схемы планировочной организации административно-конторских помещений

Планировочная структура основных помещений (рис. 4.37) включает несколько однотипных малых планировочных элементов: кабинеты, конторы, рабочие комнаты, приемные, обеспечивающие управленческий процесс.

Планировочная структура вспомогательных помещений состоит из крупных планировочных элементов зального типа: залы совещаний, помещения для приема и переговоров, демонстрационные и выставочные, связанные с выполнением вспомогательных для управленческой деятельности видов работы.

Планировочная организация основных и вспомогательных помещений заключается в различных способах членения внутреннего пространства — расчлененная (жесткая) и нерасчлененная (гибкая) планировка.

Жесткая планировка зависит от структуры здания, размеров и пропорций пространства этажа, положения узлов вертикальных коммуникаций. Жесткая планировка свойственна для протяженной объемной композиции коридорного типа. Наибольшее распространение получила коридорная планировка с одним или двумя коридорами.

Гибкую планировку применяют при отсутствии жесткой расчлененности пространства (при большезальной системе с перестановкой мебели и оборудования; коридорной системе с перемещением сборно-разборных перегородок). При гибкой планировке может меняться размещение горизонтальных связей (коридорная система) или перегруппировка рабочих мест. Гибкая планировка позволяет изменять структуру управления, а также размещать различные учреждения с любой структурой.

Традиционной является система коридорного типа с жестко расчлененной планировкой этажа. Все основные административные помещения группируются в блоки по функциональным признакам управления: группа помещений дирекции (кабинет директора, кабинет заместителя директора, приемная); группа помещений инженерно-технического персонала (кабинет главного инженера, конторские помещения инженерно-технического персонала); группа помещений планово-экономического отдела (кабинет главного экономиста, конторское помещение экономического отдела); группа помещений бухгалтерии (кабинет главного бухгалтера, конторские помещения бухгалтерии, комната кассы, приемное помещение перед кассой); группа помещений отдела кадров (комнаты начальника отдела кадров и инспекторов).

Жесткое расчлененное пространство этажа не всегда позволяет создать блок специальных помещений, обеспечивая лишь их смежное размещение. Группу помещений дирекции обычно формируют вокруг приемного помещения, ее можно размещать в торце административного коридора, используя всю ширину этажа (12 — 15 м). В гостиницах площадь кабинета директора зависит от вместимости гостиницы и составляет 10 —20 м2; площадь кабинета заместителя директора — 12 м2; площадь


Рис. 4.37. Планировочная организация помещений различных типов:

а — группа помещений дирекции; б — рабочие залы; в — залы совещаний; г — организация рабочих ячеек с помощью перегородок; д — ландшафтная планировка административно-конторских помещений

приемной — 10 —12 м2. Минимальная площадь кабинета на одного человека — 8м2, для двоих — 12м2. Максимальная площадь кабинета директора зависит от количества функциональных зон (зона работы, зона хранения и экспозиции, зона совещаний, зона отдыха и неофициальных приемов). Например, если зона совещаний должна быть рассчитана на 25 сотрудников, то максимальная площадь кабинета может быть 54 м2. Зону отдыха и неофициальных приемов можно вынести в отдельное, смежное с кабинетом директора помещение.

Кабинеты руководителей подразделений размещают смежно с конторскими помещениями сотрудников данного подразделения (кабинет

главного бухгалтера и конторские помещения бухгалтерии) с выходом в общий коридор или через распределительный тамбур с общим выходом в коридор. Руководитель подразделения может находиться в одном помещении с сотрудниками с отделением условной перегородкой.

Залы совещаний предназначены для коллегиальной работы всех сотрудников и руководителей. Типы залов различаются конфигурацией, используемым оборудованием и его размещением. Площадь зала на одного участника колеблется от 0,8 м2 до 2,5 м2 в зависимости от оборудования.

Расчлененная жесткая планировка административного этажа необходима для создания приемлемых условий труда при отсутствии специальной звукоизоляции. В то же время такая планировка нарушает технологические контакты, руководители оторваны от своих сотрудников, отсутствует гибкость в планировке.

Гибкая планировка — коридорная и бескоридорная (общезальная) — имеет ряд технологических и планировочных преимуществ. При коридорной системе гибкость планировки достигается применением сборно-разборных перегородок; раздвижных, для временного объединения двух-трех помещений в одно; перегородок-экранов для частичной изоляции рабочего места; боксовых перегородок (высотой 1,7 м) для отдельных рабочих мест.

Гибкость бескоридорной планировки (общезальной) достигается простой перестановкой оборудования в соответствии с технологической схемой. Бескоридорная планировка позволяет организовать четкое деление на функциональные блоки, способствует централизации однотипных работ, сокращению путей движения сотрудников, рациональному использованию конторской техники. В большом зале функциональные группы разграничивают секционным оборудованием и специальной конторской мебелью со звукопоглощающими невысокими экранами. При такой планировке площадь помещений основного назначения достигает 80 %,

Одним из вариантов бескоридорной планировки является ландшафтная, позволяющая свободно группировать мебель по всему пространству этажа и изолировать отдельные группы с помощью экранов с декоративными растениями. Растениями отделяют также функциональные группы от вертикальных коммуникаций, обслуживающих помещений и санузлов.

В современных рекреационных учреждениях гостиничного типа административные, помещения встраивают в композицию жилого этажа. Административные помещения могут находиться В отдельностоящем здании в рекреационных комплексах санаторного типа. Например, в санаторном комплексе «Мамайка» в Сочи в одном из отдельно стоящих корпусов расположены приемные и административные помещения;, санаторий в Мюссере (Грузия) отличается необычный композиционным решением: административно-хозяйственный корпус соеденен с главным 14-этажным корпусом объемом пищеблока, перекинутым в виде моста над сложным рельефом.

На главный раздел сайта: Туризм