Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Группа административно-хозяйственных помещений рекреационного учреждения (рис. 4.33) образует пространство обслуживания рекреационного процесса, обеспечивая условия для основного технологического процесса, административного управления рекреационным учреждением и инженерно-технического и хозяйственного функционирования всех помещений.

Располагают эти группы помещений в зависимости от выполняемых ими функций и их направленности на объект рекреационного обслуживания.

Группа помещений основного технологического процесса является главной в пространстве обслуживания; имеет функциональную направленность на рекреантов, обеспечивая связь человек — человек, и размещается на первом этаже, в группе вестибюльных помещений с центральным входом. *

Группа административно-конторских помещений является основной в пространстве управленческого обслуживания; имеет функциональную направленность на персонал рекреационного учреждения, обеспечивая связь человек — человек, и размещается между жилыми и общественными группами помещений.

Группа инженерно-технических и хозяйственных помещений является необходимой в пространстве материального обслуживания, имеет


Рис. 4.33. Структура планировочной организации административно-хозяйственных помещений

функциональную направленность на материальную базу, обеспечивая связь человек — машина, и размещается в подвальных или технических этажах рекреационного учреждения.

Планировочная организация помещений вестибюльной группы

Планировочная организация помещений вестибюльной группы определяется составом и типом рекреационного учреждения. Помещения вестибюльной группы являются главным: планировочным, коммуникационным и технологическим узлом. Планировочная организация вестибюльных помещений связана с планом первого этажа и объёмно-пространственным решением всего здания рекреационного учреждения, В вестибюле располагают основные вертикальные и горизонтальные коммуникации — лифты, эскалаторы, лестничные клетки, коридоры, обеспечивающие внутреннюю связь по этажам и через входы — с внешней средой. В вестибюле происходит организация основного технологического процесса: прием — размещение — обслуживание. Многофункциональность помещений вестибюльной группы — передвижение рек- реантов, посетителей, багажа; организация приема и оформление документов; торговое, бытовое и экскурсионное обслуживание; предоставление почтово-телефонно-телеграфной связи и банковских услуг; отдых, ожидание при оформлении документов требует организации различных функциональных зон: свободной зоны вестибюля, зоны работы, торговой зоны и зоны обслуживания, зоны отдыха (ожидания).

Взаимосвязь и взаимное размещение этих зон обусловливает различные планировочные решения помещений вестибюльной группы. Состав и площади функциональных зон определяют в зависимости от уровня комфорта, вместимоти и типа рекреационного учреждения. По современным нормам в рекреационных учреждениях туристского типа

в составе приемно-вестибюльной группы помещений предусматривают медпункт и изолятор; площадь вестибюльных помещений, например, в туристских гостиницах принимают 0,8—0,9 м2 на одно место, площадь помещений приема — 55—70 м2 для гостиниц высшего уровня комфорта.

Размещение помещений вестибюльной группы может быть как централизованным, так и отдельно стоящим зданием, особенно для рекреационных учреждений отдыха санаторного типа и при их павильонной застройке, например централизованное размещение помещений вестибюльной группы в пансионате «Дружба» (Крым); отдельно стоящее решение помещений вестибюльной группы в доме отдыха «Понизовка-1» (Крым).

Планировочная структура вестибюльных помещений (рис. 4.34) включает крупный планировочный элемент — зону вестибюля, свободную от людского потока, вокруг которой размещаются


Рис. 4.34. Схемы планировочной организации помещений вестибюльной группы:

а — фронтальная; б — продольная; в — концентрическая; 1 — зона входа; 2 — зона вестибюля; 3 — зона вертикальных коммуникаций; 4,5,6 — зона работы; 7 — торговая зона; 8, 9 — зона почтово-телефонно-телеграфной связи; 10 — зона отдыха

разные по функциям мелкие планировочные элементы — зона работы, торговая зона, бюро обслуживания, зона отдыха.

Свободная зона вестибюля должна обеспечивать беспрепятственное размещение потока рекреантов и их свободное перемещение в зоне вестибюля. Площадь вестибюля зависит от размещения туристского учреждения на маршруте, которая имеет возможность единовременно разместить не менее двух туристских групп (30—40 чел.).

Пограничными элементами притяжения («магнитами») в свободной зоне вестибюля являются главный вход и основные вертикальные коммуникации. Беспрепятственное движение рекреантов от главного входа к вертикальным коммуникациям предполагает прямо противоположное или угловое их размещение. Например, в гостинице «Либідь» применен прием прямо противоположного размещения главного входа и вертикальных коммуникаций; в гостиницах «Дніпро» и «Русь» — углового. Современный технологический процесс приема и оформления рекреантов в вестибюле задает движение от главного входа к рабочей зоне и затем к вертикальным коммуникациям. Это движение рекреантов (вход — оформление — вертикальные коммуникации) должно быть наиболее коротким, не пересекаться и не иметь возвратного движения. Например, в гостинице «Либідь» изменение расположения рабочей зоны привело к удлинению пути движения от главного входа к рабочей зоне мимо вертикальных коммуникаций и возврату от рабочей зоны к вертикальным коммуникациям.

Планировочная организация рабочей зоны определяется принятым технологическим процессом. Размещение рабочей зоны в цепочке главный вход — рабочая зона — вертикальные коммуникации может быть различным: одностороннее — размещение со стороны главного входа; двустороннее — размещение со стороны вертикальных коммуникаций; трехстороннее (угловое) — размещение между главным входом и вертикальными коммуникациями. Трехстороннее размещение наиболее рациональное.

Состав рабочей зоны определяется функциями приема, оформления, размещения, обслуживания. Последовательное размещение этих функций в рабочей зоне или их совмещение на одном рабочем месте создают комфортность обслуживания в вестибюле.

Планировочная организация вертикальных коммуникаций зависит от уровня комфорта рекреационного учреждения. По количеству этажей и вместимости рекреационного учреждения определяют количество лифтов и наличие лестничных клеток. Размещение лифтов и лестниц может быть совмещенным в виде лестнично-лифтового узла или раздельным. Планировочная организация вертикальных коммуникаций может быть пристенной, островной или вынесенной в холл. Например, пристенное решение принято в гостинице «Киевская»; островное — в гостинице «Ялта»; вынесенное в холл — в гостинице «Русь». При островном размещении применяется двустороннее открывание лифтов.

При планировочной организации зоны отдыха (ожидания) следует учитывать, что она должна быть свободной от людского потока и размещаться вдоль окон, напротив или рядом с зоной работы. Для туристских учреждений при вестибюле может быть организована зона отдыха в виде изолированного помещения, холла или гостиной.

В гостиницах высшего уровня комфорта предусматривают бюро обслуживания (сервис-бюро), планировочная организация которого зависит от размещения зоны работы и принятой формы организации технологического процесса. При раздельной форме организации технологического процесса бюро обслуживания — это отдельное помещение на первом или втором этаже при двухсветном решении вестибюля. Последний прием использован в гостинице «Латвия» в Риге: бюро обслуживания размещается на антресольном этаже двухсветного вестибюля с организацией дополнительной зоны отдыха. В гостинице «Закарпатье» в Ужгороде бюро обслуживания выделено отдельным помещением на первом этаже.

При организации единой формы обслуживания бюро обслуживания размещают непосредственно рядом с зоной работы. Такой прием использован в гостиницах «Ялта», «Русь», «Дніпро». В планировочную структуру помещений бюро обслуживания иногда включают транспортную службу в виде трансагентства или транспортного бюро. В курортных гостиницах организуют зону для размещения транспортных касс. Например, в гостинице «Ялта» транспортная касса расположена в группе помещений почтово-телефонно-телеграфной связи.

К вестибюльной группе помещений относятся: гардероб, камера хранения, помещения для швейцаров и носильщиков. Эту группу помещений можно сблокировать и разместить возле грузового лифта; она имеет отдельный вход в здание.

При наличии отдельного входа в помещения питания в ресторанном вестибюле размещают гардероб и группу санузлов.

Функциональная схема помещений вестибюльной группы строится с учетом взаимного расположения зоны входа, зоны вертикальных коммуникаций и основных зон вестибюля. Движение от зоны входа к зоне вертикальных коммуникаций должно быть наиболее коротким и прямоточным; размещение, основных зон вестибюля должно обеспечивать удобство ориентации от зоны входа; пересеченность людских потоков в свободной зоне вестибюля должна быть минимальной.

Рациональная организация функциональных связей между вестибюльными помещениями способствует рациональному движению основного людского потока и распределению его по зонам на составляющие. При этом зона работы должна располагаться в зоне просматриваемости от входа; зона отдыха — на участке, свободном от людского потока; торговая зона — напротив зоны отдыха и ближе к вертикальным коммуникациям.

Расположение функциональных зон вестибюля относительно зоны распределения людского потока может быть одно-, дву- или трехсторонним. Такое размещение функциональных зон позволяет построить планировочные решения помещений вестибюльной группы по следующим схемам: фронтальной, продольной и концентрической.

Фронтальное планировочное решение заключается в одностороннем расположении функциональных зон относительно входной зоны и характеризуется уменьшением длины всех составляющих движения людского потока. Размещение вертикальных коммуникаций в непосредственной близости от входа и растянутое расположение (слева и справа от входа) помещений вестибюльной группы ухудшает ориентацию проживающего, но сокращает пересеченность людских потоков. Такое планировочное решение вестибюля имеют большинство гостиниц в Киеве: «Русь», «Либідь», «Славутич», «Дніпро», «Україна». Фронтальное планировочное решение позволяет расчленить внутреннее пространство на две части: одна — рабочая зона, другая — торговая зона и зона отдыха. **

Продольное планировочное решение заключается в двустороннем размещении функциональных зон относительно входа и характеризуется значительной удаленностью вертикальных коммуникаций. В этом случае пересеченность людских потоков незначительна при относительно удобной ориентации. Такой тип планировочного решения вестибюля получил распространение в 50-х годах в зарубежной практике: гостиница «Истанбул Хилтон» в Стамбуле, гостиница «Европа» в Копенгагене, гостиница «Европа» в Вене.

Вытянутая прямоугольная конфигурация плана вестибюля с расположением входа в торцевой части и коммуникаций вдоль длинной стороны прямоугольника определяет протяженное размещение функциональных зон и требует их композиционного объединения. Внутреннее пространство при продольном планировочном решении вестибюля является единым пространством.

Концентрическое планировочное решение заключается в трехстороннем расположении функциональных зон помещений относительно входа; при этом создается компактное внутреннее пространство с удобной ориентацией. Недостатком такого планировочного решения является большая пересеченность людских потоков, которую можно устранить введением в планировочное решение внутреннего дворика. Большинство современных гостиниц имеют концентрический план вестибюля: «Ялта» в Крыму, «Латвия» в Риге, «Космос» в Москве.

Планировочная организация вестибюля гостиницы «Ялта» определяется размещением его на пересечении общественного и жилого корпусов. В едином пространстве зала, в плане близкому к квадрату, формируется несколько функциональных зон (зона приема, зона свободного вестибюля, зона отдыха). Большая часть вестибюля, смещенная от оси главного входа, ограждена витражами и обеспечивает его естественное

Рис. 4.33. Организация универсального внутреннего пространства в гостинице «Роппонджи Ирине» (Токио):

а — общий вид; б — планировочное решение первого этажа: 1 —помещение вестибюльной группы; 2 — внутренний дворик; 3 — ресторан

освещение. Зона приема и примыкающее к ней бюро обслуживания размещены в стороне от движения рекреантов. Островное расположение лифтов и открытая парадная лестница, просматриваясь от главного входа, обеспечивают удобную ориентацию в пределах вестибюля. Двустороннее открывание лифтов предусматривает загрузку как со стороны главного входа, так и со стороны ресторана, просматриваемого сквозь остекленные витражи зимнего сада и экспресс-бара. В зал вестибюля открывается анфилада помещений: почтовый салон и торговый пассаж. В целом вестибюль гостиницы «Ялта» создает впечатление торжественности, отвечающее функции такого помещения.

Требование парадности вестибюля усиливается организацией внутренних двориков в гостиницах «Юность» и «Главный туристский комплекс» в Суздале. Внутренний дворик, расположенный в вестибюле этих гостиниц, выполняет роль композиционного ядра, вокруг которого группируются помещения. Такое внутреннее пространство позволяет трансформировать планировку при эксплуатации гостиницы, т. е. закладывается возможность изменения технологии обслуживания.

Принцип универсальности внутреннего пространства вестибюля получил наиболее полное выражение в атриумных гостиницах, в которых вестибюль выполняет функции городской площади, благоустроенной для общения и отдыха (рис. 4.35). Одним из основных преимуществ атриумных вестибюлей является удобство ориентации: от входа легко различаются все зоны вестибюля и подходы к этим зонам. В атриумные вестибюли выходят все коридоры и галереи, транспортные коммуникации:

лифты, эскалаторы и лестницы. Транспортные коммуникации обеспечивают связи разных уровней атриума, поэтому их называют вертикальными вестибюлями.

На главный раздел сайта: Туризм