Туризм. Архитектура

Негр даёт в рот, а потом порет в анус белого парня.

В зарубежной практике в прибрежных рекреационных комплексах отдыха

и туризма торговые помещения располагают в отдельном объеме по типу торгового центра. Например, рекреационный комплекс «Бич Альбатрос» в 13 км от Хургады (Египет) включает четыре гостиничных здания и центр шоппинга.

Современные торговые центры различают по назначению, месторасположению, связи с урбанистической структурой, по функционально-планировочным и архитектурно-композиционным условиям.

Классификация торговых центров по назначению определилась на основе ступенчатой системы обслуживания: местные торговые центры (в жилых кварталах, микрорайонах); общегородские (в малых и средних городах); региональные (вне городской территории); интегрированные общегородского и регионального значения; специализированные торговые центры в местах массового отдыха и туризма.

По функциональному признаку выделяют три типа торговых центров:

сугубо торговые центры — монофункциональные;

торгово-бытовые, включающие помещения бытового обслуживания, но в которых основная функция — торговая;

общественные центры — многофункциональные комплексы, в которые торговый центр входит как составной элемент.

По условиям функционально-планировочного решения торговые центры могут быть одноуровневые и многоуровневые; с открытыми и крытыми торгово-пешеходными зонами; комбинированные — на основе торговых моллов.

Торговый молл (англ. Shopping malls — улица, среда, закрытая для уличного транспорта) — пешеходное общественно-коммуникационное пространство, объединяющее торговые и культурно-бытовые функции в единое взаимосвязанное целое.

По условиям архитектурной композиции торговые моллы могут быть: типа универмага, в которых общественное пространство разбивается вокруг четко выраженного центра; моллы-пассажи — протяженные пространства крытых улиц, где происходят процессы торговли (фактически продолжение городской среды); моллы-подиумы высотных зданий (административные, гостиничные) с фокусами притяжения в местах размещения вертикальных коммуникаций; моллы-атриумы — вертикально развитые площади, образующие коммуникационные узлы в системе моллов.

Идея создания в торговом центре вертикального внутреннего пространства получила свое воплощение в комплексе «Атриум-молл» в Чикаго (рис. 4.31). Весь комплекс представляет собой компактную композицию, в которой торгово-общественный центр служит подиумом для

Рис. 4.31. Планировочная организация «Атриуи-молл»:

а — разрез; б — план 3-го этажа; 1 — гранд-атриум; 2 - универмаг; 3 — торговые пред-приятия; 4 — ресторан; 5 - театр;

6 — транспортный проезд; 7 – офисы; 8 - отель

74-этажной башни, в которой размещаются отели, жилые квартиры и офисы. Торгово-общественный подиум включает два крупных универмага, 150 различных торговых предприятий, кинотеатр, театр, рестораны, банк. Атриум является основой композиции торгового центра, размещенного в семи уровнях подиума, и связан системой моллов и эскалаторов со всеми выходами и автостоянками, расположенными в четырех подземных уровнях здания.

Размещение торговых центров в сложившейся исторической застройке города определило появление интегрированных общественных комплексов. Степень интеграции определяется градостроительными условиями. Так, торговый центр «Мидтаун-Плаза» в Рочестере (США) включает существующие здания универмага и почтамта, новое предприятие торговли, высотное здание контор и гостиницы, объединенные крытой двухсветной площадью.

Торговый центр «Бродуэй-Плаза» в Лос-Анджелесе (США) — новый компактный объем, находящийся в деловой части города и включающий крупный универмаг, над которым расположен многоэтажный гараж; несколько торгово-обслуживающих предприятий, гостиницу и конторское башенное здание; вокруг центральной галереи, имеющей верхний свет, группируются в двух уровнях магазины, кафе, киоски; на цокольном этаже размещена площадь — сад с ресторанами.

Своеобразное функционально-пространственное и архитектурно-планировочное решение получил торгово-общественный центр «Форум дез Алль», построенный в исторической части Парижа на месте снесенного рынка «Чрево Парижа». Общественный центр торговли и развлечений включает 220 небольших магазинов, универмаг, 16 различных предприятий питания, многофункциональный зал, 2 театра, 10 кинозалов, дискотеку, конторы. Все эти предприятия расположены в пятиуровневом подземном сооружении, скомпонованном вокруг открытого заглубленного на 10 м пространства, — площади, на которую выходят остекленные галереи — витрины магазинов.

Интегрированные торгово-общественные комплексы являются сложными целостными системами, образующими функционально-пространственные структуры, состоящие из пространственно-коммуникационного остова, функциональной ткани, системы обеспечивающих коммуникаций.

Пространственно-коммуникационный остов является основным носителем системообразующей связи помещений, предназначенных для посетителей: проходы, площадки, лестницы, эскалаторы, лифты, площадки для отдыха, игр, киоски попутного обслуживания, выносные витрины, реклама, элементы дизайна и декоративного искусства.

Функциональная ткань (рис. 4.32) образуется из предприятий и учреждений, где происходит непосредственное обслуживание посетителей. Объединение этих предприятий осуществляется блокированием или интеграцией. Целостность функциональной ткани позволяет сократить площади хозяйственных и вспомогательных помещений путем


Рис. 4.32. Функциональная ткань интегрированного торгово-общественного комплекса:

план комплекса: 1 - галерея; 2 - универмаг; 3 - магазины и другие предприятия; 4 — конторское здание; 5 — отель

совершенствования и интеграции технологических процессов, многоцелевого использования одних и тех же помещений, установления непосредственных связей между обслуживающими помещениями и производством.

Система обеспечивающих коммуникаций состоит из двух подсистем, одна из которых обеспечивает доступ посетителей к торговому центру: автостоянки, остановки и станции общественного транспорта, пересадочные узлы. Вторая подсистема обеспечивает доставку товаров, их передвижение внутри здания.

Изменчивость функциональных и технологических процессов способствует расширению и трансформации помещений торговых центров, обеспечивая их универсальность.

Контрольные вопросы и задания

Назовите виды планировочных решений обслуживающих помещений на этаже.

Постройте функциональную схему жилого этажа мотеля «Меридиан».

Назовите виды планировочной организации лестнично-лифтовых холлов.

Постройте функциональную схему жилого этажа известной вам гостиницы.

Каковы условия формирования планировочной структуры помещений общественного назначения?

Перечислите виды помещений общественного назначения.

Назовите примеры размещения помещений питания в рекреационном учреждении.

Какова планировочная структура помещений питания?

Перечислите виды композиционно-планировочных схем помещений питания.

Назовите виды планировочных решений торговых залов питания.

Какова типология современных предприятий питания?

Перечислите состав помещений зрелищного и развлекательного назначения.

Укажите виды помещений информационно-познавательного назначения.

Каковы функции универсальных залов?

Определите планировочную структуру казино.

Перечислите состав помещений спортивно-оздоровительного назначения.

Какова планировочная организация помещений туристско-спортивного назначения?

Укажите состав помещений медицинского обслуживания.

Каковы функциональные группы помещений лечебно-оздоровительного комплекса курортной гостиницы?

Укажите состав помещений торгово-бытового обслуживания в рекреационных учреждениях.

Дайте определение избирательного обслуживания.

Дайте определения: торговому центру, торговому моллу, интегрированному торговому комплексу.

Постройте функциональную схему помещений питания гостиницы «Ялта».

На главный раздел сайта: Туризм