Туризм. Архитектура

Планировочная организация обслуживающих помещений

Планировочная структура обслуживающих помещений на жилом этаже (рис. 4.11) обеспечивает условия для организации основного технологического процесса поэтажного обслуживания. Основной технологический процесс поэтажного обслуживания — совокупность операций, направленных на удовлетворение санитарно-гигиенических, комфортных и эстетических требований рекреантов к предоставляемому жилью.

Санитарно-гигиенические требования обусловлены созданием необходимого микроклимата в жилых помещениях: нормативный температурно-влажностный режим, заданный воздухообмен (кондиционирование, вентиляция); отсутствие шума, вибрации; нормативная освещенность; регулярное пылеудаление, соблюдений чистоты и гигиены.

Жилые номера являются основным этажным пространством осуществления основного технологического процесса. Помещения для обслуживающего персонала являются пространством обслуживания ^технологического процесса. Поэтому взаимосвязь между этими пространствами, их взаимное расположение влияют на качество осуществления технологического процесса.

По месторасположению на этаже помещения для обслуживающего персонала могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от конфигурации жилого этажа.

Централизованное размещение обслуживающих помещений характерно для жилых этажей усложненной и компактной конфигурации, при замкнутом решении коридора или с двумя параллельными


Рис. 4.11. Планировочное решение обслуживающих помещений на жилом этаже:

а — частичная блокировка основных обслуживающих помещений на этаже; 6 — комбинированное размещение обслуживающих помещений на этаже: блочное и раздельное; в — блокировка обслуживающих помещений с вертикальной коммуникацией; г — раздельное размещение основных обслуживающих помещений; / — помещение для обслуживающего персонала; 2 — помещение для чистки и глажения одежды; 3 — помещение для чистого белья; 4 — помещение для грязного белья; 5 — сервировочная; 6 — инвентарная; 7 — мусоропровод; 8 — бельепровод

коридорами. Централизация определяет равные расстояния от наиболее удаленных номеров до обслуживающих помещений. Такое же требование предъявляется к размещению вертикальных коммуникаций на этаже, поэтому обслуживающие помещения располагают рядом или в одном блоке с вертикальными коммуникациями. Такую планировочную организацию размещения имеют обслуживающие помещения гостиниц «Київ» (Киев), «Виру» (Таллинн) (рис. 4.12), «Прибалтийская» (Санкт-Петербург).

Децентрализованное размещение обслуживающих помещений характерно для жилых этажей прямоугольной конфигурации и атриумного типа. При этом обслуживающие помещения могут не привязываться к лестнично-лифтовым холлам. Например, при планировочном решении атриумной гостиницы «Ридженси-Хайатт» в Атланте лифтовой холл выходит в атриум, лестницы расположены по диагонали квадратного планировочного решения. Необычное планировочное решение принято в гостинице «Казахстан»: при централизованном размещении


а

Рис. 4.12. Планировочное решение обслуживающих помещений на жилом этаже гостиницы «Виру»:

а — общий вид; 6 — планировочное решение: 1 — номер на одного человека; 2 — номер на два человека; 3 — лифтовой холл и пассажирские лифты; 4 — комната для дежурного персонала; 5 — инвентарная; 6 — помещение для глажения одежды; 7 — помещение для чистого белья; 8 — сервировочная; 9 — кладовая для грязного белья; 10 — служебный лифтовой холл и лифты; 11 — мусоропровод

 б

лифтовых коммуникаций обслуживающие помещения вынесены в торец здания рядом с лестничной клеткой.

Состав помещений для обслуживающего персонала обеспечивает функции предоставления услуг на этаже, соблюдения чистоты и гигиены: комната для обслуживающего персонала с соответствующим санитарным оснащением; комната для чистки и глажения одежды; помещение для хранения чистого белья; кладовая для грязного белья; помещение для уборочного инвентаря; помещение мусоропровода.

Все обслуживающие помещения могут быть сблокированы в единый планировочный комплекс или быть раздельными, с размещением на этаже помещений по функциям (предоставление услуг и обеспечение чистоты и гигиены).

Сблокированный комплекс обслуживающих помещений может иметь централизованное или децентрализованное планировочное решение на жилом этаже. Так, планировочное решение обслуживающих помещений на жилом этаже гостиницы «Київ» — блочное централизованное; гостиницы «Казахстан» — блочное децентрализованное.

Раздельное планировочное решение может быть централизованным. Например, в гостиничном комплексе «Измайлово» все обслуживающие помещения расположены в одном централизованном лифтовом блоке, но разделены по функциям лифтовыми холлами: в центре — комнаты для обслуживающего персонала, для чистки и глажения одежды, а в торцах — помещения инвентарной, мусоропровода, грязного белья. Раздельное планировочное решение может быть децентрализованным, например в проекте гостиницы на Университетском проспекте в Москве в блоке центрального лестнично-лифтового холла расположена комната для обслуживающего персонала, а в одном из торцов жилого этажа — остальные помещения в блоке со служебными лифтами.

Выбор планировочного решения и состава обслуживающих помещений зависит от вместимости жилого этажа, уровня комфорта и типа рекреационного учреждения. Обслуживающие помещения размещают на каждом жилом этаже при его вместимости 60 мест для гостиниц высшего уровня комфорта, 80 — 100 мест — для гостиниц среднего и низкого уровня комфорта. При вместимости жилого этажа до 30 мест обслуживающие помещения располагают через этаж: на одном — комната для обслуживающего персонала и помещение для чистки и глажения одежды; на другом — помещения для чистого и грязного белья, инвентаря и мусоропровода. Для протяженных жилых этажей вместимостью более 100 мест предусмотрено размещение двух блоков обслуживающих помещений (например, на жилом этаже гостиницы «Космос» в Москве — 78 номеров и два блока обслуживающих помещений).

Для рекреационных учреждений санаторного типа, пансионатов, туристских баз комнаты для обслуживающего персонала проектируют на каждые 100 мест. При этом помещение для обслуживающего персонала совмещено с помещением для чистого белья.

Комната для обслуживающего персонала должна иметь удобную связь со всеми обслуживающими помещениями, жилыми номерами, общим коридором и лифтами. Площадь комнаты для обслуживающего персонала — 7 —19 м2 в зависимости от типа рекреационного учреждения, вместимости гостиницы и уровня комфорта.

Помещения для чистки и глажения одежды предусмотрены во всех типах рекреационных учреждений и предназначены для самообслуживания рекреантов. Площадь этого помещения — 6—16 м2. Иногда устройства и приборы для чистки и глажения одежды размещают в комнатах для обслуживающего персонала, но это нарушает требования гигиены. Помещение должно иметь удобный доступ, размещаясь в поле видимости от центрального лестнично-лифтового холла.

Помещение для чистого белья часто проектируют в виде кладовой (без естественного освещения) площадью около 4 м2 на 30 номеров. Это помещение должно иметь непосредственную связь со служебным лифтом, открывающимся в обе стороны, или необходимо оборудовать подъемник, обеспечивая связь с центральной бельевой.

Кладовую для грязного белья проектируют площадью 2-8 м2. Кладовая должна размещаться рядом со служебным лифтом либо оборудоваться бельепроводом с приемными клапанами для спуска грязного белья. Бельепровод предусмотрен в рекреационных учреждениях вместимостью более 400 мест. Например, в гостинице «Братислава» в Киеве в обслуживающих помещениях предусмотрены подъемник для чистого белья и бельепровод для грязного белья.

Кладовую для уборочного инвентаря предусматривают площадью 8—15 м2. Для кемпингов это помещение может быть до 4 м2. Иногда кладовую для уборочного инвентаря объединяют с помещением для мусоропровода. Мусоропровод можно вынести на служебную лестничную клетку, но это нарушает требования технологической связи между обслуживающими помещениями.

В рекреационных учреждениях высокого уровня комфорта иногда предусматривают помещение сервировочной для организации питания в номере. Сервировочная должна быть удобно связана с раздаточной ресторана. Так решено помещение сервировочной в гостинице «Київ» в Киеве: лифт, выходящий в помещение сервировочной на этаже, имеет дна входа и связь с производственными помещениями питания на первом этаже.

Рациональная организация технологического процесса на жилом этаже определяется выбором планировочного решения обслуживающих помещений. Например, централизованная блочная композиция обслуживающих помещений на жилом этаже гостиницы «Виру» в Таллинне обеспечивает технологический комфорт этажного обслуживания.

На главный раздел сайта: Туризм