Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

Планировочная организация автотуристских комплексов

Требование мобильности в туризме привело к развитию системы учреждений автотуризма: мотелей, кемпингов, трейлерных парков, размещаемых на туристских маршрутах, проходящих по автомагистралям.

Мотель автотуристское учреждение гостиничного типа круглогодичной эксплуатации, предназначенное для длительного проживания с полным комплексом услуг культурно-бытового и технического обслуживания.

Кемпинг — автотуристское учреждение сезонной эксплуатации с ограниченным набором услуг культурно-бытового и технического характера, предназначенное для кратковременного проживания в стационарных домиках или палатках.

Трейлерные парки — автотуристское учреждение сезонной эксплуатации, предназначенное для длительного проживания автотуристов, путешествующих на караванах, кемперах и ротелях. В зависимости от месторасположения на маршруте различают учреждения автотуризма транзитного, конечного и комбинированного типа (рис. 3.29). Транзитные учреждения автотуризма предназначены для кратковременного отдыха в пути; конечные — для длительного пребывания; комбинированные могут использоваться как для длительного, так и для кратковременного пребывания. Так, на автотрассе Киев—Харьков размещаются: транзитный мотель-кемпинг «Зеленая дубрава» в Полтаве; конечный мотель-кемпинг в Харькове. Одновременно мотель-кемпинг в Харькове, располагаясь на автостраде Москва—Симферополь, является транзитным типом автоучреждения.

Рис. 3.29. Схема автотуристского маршрута:

1 — мотель или кемпинг конечного типа; 2 — то же, транзитного типа; 3 — приют; 4 — хижина; 5 — трасса автомобильного маршрута; 6 — то же, пешеходного

Рис. 3.30. Условия размещения на трассе автотуристского комплекса

Учреждения автотуризма конечного типа могут размещаться в курортной зоне или зоне отдыха и туризма, включаясь в комплекс с другими типами учреждений отдыха и туризма. Например, курортно-туристский комплекс «Дагомыс» включает мотель на 250 мест и двухэтажный мотель на 300 мест.

Учреждения автотуризма конечного или транзитного типа могут быть объединены в автотуристский комплекс, включающий мотель, кемпинг, ротель, палаточный городок (например, мотель-кемпинг «Солнечный» в Москве или мотель-кемпинг «Пролісок» в Киеве). Такие автотуристские комплексы отвечают требованию сезонного увеличения вместимости: мотель и круглогодичной эксплуатации, кемпинг и ротель — сезонной эксплуатации. Так, мотель-кемпинг «Ольгино», расположенный между Приморским шоссе и Финским заливом, имеет круглогодичную вместимость 444 чел. и сезонную вместимость до 1100 чел. (кемпинг — 200, палаточный городок — 250, коттеджи — 200 чел.).

Автотуристский комплекс должен отвечать следующим условиям размещения (рис. 3.30)

на въезде в населенный пункт размещаться справа по движению на пересекающей населенный пункт магистрали (рис. 3.30, а);

на въезде в населенный пункт, расположенный вне магистрали, находиться справа в пределах подъездной дороги (рис. 3.30, б);

находиться на пересечении подъездной дороги и кольцевой автомагистрали вокруг населенного пункта (рис. 3.30, в);

соответствовать правостороннему размещению относительно основного потока движения к населенному пункту;

если автотуристский комплекс 2 расположен на магистрали 1, то необходима организация кругового разворота за 300—400 м до въезда в комплекс (рис. 3.30, г);

необходима изоляция от шума со стороны автомагистрали.


Рис. 3.31. Планировочная организация участка автотуристского комплекса: а - мотель павильонного типа; б — мотель централизованного типа; в — кемпинг блочного типа; 1 - зона проживания; 2 — административно-хозяйственная зона; 3 — торговая зона; 4 — зона технического обслуживания

На планировочную организацию участка автотуристского комплекса (рис. 3.31) влияет размещение функциональных зон (зона проживания и культурно-бытового обслуживания; административно-хозяйственная зона; зова общественного питания торговая зона); зона технического обслуживания).

Зона проживания и культурного-бытового обслуживания включает различные типы учреждений автотуризма (мотель, кемпинг, ротель), спортивные площадки, плавательный бассейн, стоянки для автомобилей, зеленые насаждения общего пользования. Административно-хозяйственная зона включает корпуса: административный, хозяйственно-бытовой, складской хозяйственный двор с автостоянкой. Зона общественного питания состоит из производственных и торговых зданий с отдельными подъездными путями и автостоянкой. В зону технического обслуживания входят ремонтные мастерские или станции техобслуживания, бензозаправочные колонки.

Планировочное решение участка зависит от технологической последовательности размещения функциональных зон относительно автодороги. Административно-хозяйственную зону и зону технического обслуживания размещают непосредственно возле дороги, затем — зону общественного питания и в глубине участка — зону проживания и культурно-массового обслуживания. На взаиморасположение функциональных зон оказывают влияние тип автотуристского учреждения (транзитное или конечное, круглогодичное или сезонное) и его планировочная организация.

Планировочная организация участка мотеля аналогична гостиничным зданиям, т е. может быть централизованной, павильонной, блочной и комбинированной. Но для гостиничного здания основным элементом является номер, а для мотеля основной элемент – номер

с площадкой для стоянки автомобиля. Существуют два приема связи номера со стоянкой автомобиля: разобщенный, когда стоянка организуется обособленно на участке; совмещенный, когда стоянка и номер решены в едином объеме. Разобщение номера и стоянки или совмещение их в едином объеме связано с архитектурно-пространственной композицией здания и его этажностью. При малоэтажной застройке участка используют прием совмещения в одном объеме номера и автомобильной стоянки.

Архитектурно-пространственная композиция многоэтажного мотеля может быть решена как разобщением, так и совмещением номера и стоянки автомобиля. В первом случае требуется организация общей обособленной стоянки для автомобилей, во втором случае изменяется архитектурно-пространственная организация здания. Многоэтажные (до 16 этажей по современным нормам) мотели с совмещением номера и стоянки автомобиля получили название мотор-отели. Такие здания имеют централизованную композицию атриумного типа. Например, в 18-этажном мотор-отеле «Хилтон-отёль» в Сан-Франциско (США) автомобили размещены возле номеров на этажах и имеют общие стоянки в этом же здании. Централизованная композиция застройки участка получила наибольшее распространение для многоэтажных мотелей.

Для малоэтажных мотелей и кемпингов (один-два этажа) используется блочная и павильонная застройки. При блочной застройке соединяются в основном жилые и общественные корпуса мотеля. В зависимости от размеров участка под застройку, рельефа и природных условий местности блокировка может быть прямолинейной и зигзагообразной. Примером блочной застройки является трехэтажный мотель «Акама» в Японии с жилыми сблокированными зигзагообразно корпусами, поднятыми на столбах, между которыми находятся приемные помещения, помещения общественного питания и гаражи. Различно сблокированные жилые номера (попарно, по четыре) образуют павильоны, свободно или регулярно размещаемые на участке. Например, мотель в Ярмуте (Канада) состоит из двенадцати павильонов (рис. 3.32). Каждый павильон состоит из четырех двухместных номеров, расположенных крестообразно. При каждом номере предусмотрена стоянка для автомашины. Аналогично решен кемпинг в мотеле-кемпинге «Солнечный» в Москве.

Регулярную композицию (рис. 3.33) образуют несколько павильонов из прямолинейно сблокированных или расположенных под углом друг к другу номеров. Такое размещение получило название павильонной планировки с внутренним двором и позволяет создавать групповые стоянки внутри двора или индивидуальные по внешнему периметру павильонов.

Для мотелей-кемпингов используют комбинированную композицию: для мотелей — централизованную или блочную, для кемпингов — павильонную.

На выбор композиционного приема и на характер размещения автотуристских учреждений оказывает влияние сложность рельефа. При

Рис. 3.32. Павильонная планировка кемпинга:

а — общий вид; 6 — планировочное решение помещений кемпинга: 1 — жилая комната; 2 — санузел; 3 — сауна; 4 — зона отдыха; 5 — стоянка для автомобиля; в — генплан участка кемпинга: 1 — пруд; 2 — площадка для игр; 3- — зеленые насаждения; 4 — номера; 5 — стоянка для автомобилей

размещении павильонов параллельно горизонталям весь склон необходимо террасировать на ширину двух рядов павильонов с номерами и на ширину дороги. Этот прием позволяет устраивать подъездные дороги к каждому номеру. При размещении павильонов поперек горизонталей фасады сдвигают по вертикали, что придает архитектуре зданий особую выразительность, которую можно усилить зигзагообразным расположением номеров.

В автотуристском комплексе кроме мотеля можно расположить трейлерный парк (рис. 3.34), назначение которого — прием и обслуживание автотуристов, путешествующих при помощи мобильных автотуристских средств: караванов, кемперов, ротелей. Для обслуживания мобильных автотуристских средств создают специальную инфраструктуру: базы проката, хранения и ремонта мобильных туристских средств; промежуточные площадки во время транзитного следования; санитарно-техническое оборудование стоянок; подводку электросетей.

Функционально-планировочная организация трейлерного парка включает: зону проживания, состоящую из площадок для парковки кемперов, караванов, ротелей; зону проездов; зону въезда-выезда; зону обслуживания в виде стационарных зданий и сооружений

Рис. 3.33. Регулярная композиция автотуристского комплекса:

а — групповые автомобильные стоянки, размещенные в створе раскрытой части внутреннего двора; б — индивидуальные автомобильные стоянки с размещением по внешнему периметру здания; в — индивидуальные автомобильные стоянки с размещением на первом этаже двухэтажного корпуса: 1 — внутренний дворик; 2 — номера; 3 - автостоянки

Рис. 3.34. Планировочная организация стоянки для трейлеров:

а - общий вид; б – план: 1 — подъезд; 2 - мощеные колеи; 3 - мощеные площадки; 4 — водоразборная колонка; 5 — площадка для отдыха; 6 — зеленая зона; 7 — электроосвещение

или мобильных сервисных фургонов с набором технологического оборудования. Каждая площадка для паркования имеет зону въезда-выезда и стоянки, оборудованную водопроводом, хозяйственно-бытовой канализацией, электричеством.

При организации трейлерных парков особые требования предъявляют к сохранению естественного природного ландшафта. С этой целью создают зеленую изгородь по периметру площадки, используют гравийное покрытие, оборудуют специальные площадки для отдыха.

Иногда стоянки трейлеров устраивают при больших туристских лагерях с развитым общественным центром. Например, молодежный лагерь во Франции в горной живописной местности включает павильоны (одно-, двух-, четырех- и пятикомнатные) круглогодичной эксплуатации; палатки и трейлерный парк летнего использования; общественный центр на 250 чел. с рестораном, баром, магазинами и залом для собраний; спортивные площадки и! пляж с купальными пристанями. »

На главный раздел сайта: Туризм