Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

Мобильная архитектура отдыха и туризма

Использование в туризме индивидуальных транспортных средств — автомобилей, мотоциклов, катеров, лодок — повлияло на развитие кемпингово-мотельного туризма. Первые мотели были построены в США еще в конце 20-х годов XX в., а кемпинги появились в 30-х годах как сезонные учреждения (англ. camping от camp — располагаться лагерем). В конце 50-х годов в США функционировало уже 60 тыс. автотуристских учреждений. В этот период акционерное общество отелей СЙСА) разработало два типа мотелей («Чартерхауз») — многоэтажный и малоэтажный (1—2 этажа), с возможностью размещения в различных условиях местности. Предложено также комбинированное использование высоких и низких зданий, обеспечивающее разнообразие типов номеров и взаимосвязи «стоянка автомобиля — номер». Помещения общественного питания располагают у въезда на территорию мотеля и сблокированы с многоэтажным зданием мотеля, создавая удобства как для проживающих, так и для посетителей. Одноэтажные жилые павильоны размещаются по периметру территории, образуя внутренний дворик- сад с детской площадкой и плавательным бассейном.

В конце 50-х годов в США, Великобритании, Франции для проведения летнего отдыха стали использовать передвижные кабины-вагоны — трейлеры (анг. trailer от trail — тащить). В США были разработаны различные виды трейлеров — от простого вагона-прицепа до хорошо оборудованной квартиры. Например, трейлер «Пентхауз» (рис. 1.43) имеет пять спальных мест, оборудован санузлом, плитой, встроенной мебелью. V

 

Рис. 1.43. Трейлер «Пентхауз» (США):

1 — диван-кровать на два человека; 2 — шкаф; 3 — гардероб; 4 — встроенный шкаф, куб с горячей водой и печка; 5 — буфет; 6 — раковина; 7 — плита; 8 — откидная кровать на одного человека; 9 — уборная; 10 — стол; 11 — диван


Рис. 1.44. Мобильные сооружения для отдыха «Тригон»

Трейлер как передвижное жилье на колесах предопределил появление мобильных сооружений для летнего отдыха. Мобильные сооружения впервые появились у народов, ведущих кочевой образ жизни. Для первых мобильных построек использовали шкуры животных или войлок, натянутые на деревянный каркас. Палатки, шатры, кибитки, повозки применяли для устройства военных лагерей во время завоевательных походов еще в древние века. В средние века для проведения ярмарок, базаров, цирковых и театральных представлений возводили сборно- разборные сооружения. Потребность в таких сооружениях появилась в 50-х годах прошлого столетия в связи с развитием массового летнего отдыха. Так, на выставке в Цюрихе в 1958 г. был представлен маленький сборно-разборный домик для туристов. Впервые такой дом (рис. 1.44) был построен в 1956 г. в Валлисе (Швейцария). Он представляет собой призму треугольного сечения («Тригон»), одна из плоскостей которой может подниматься и опускаться, превращаясь в террасу перед остекленной стеной дома. Дом состоит из жилой комнаты на 6 спальных мест, кухни-ниши, санузла, кладовой.

Мобильные сооружения в виде передвижного сборно-разборного летнего дома, транспортируемого при помощи специальных средств на подготовленную площадку, получили развитие в 70-х годах в США, Великобритании, Швеции, Германии, Франции в различных конструктивных решениях и видах материалов. Например, во Франции разработали ячейки, состоящие из двух основных элементов: один образует пол, потолок и опорный пилон, другой — фасадный, с оконными или дверным проемами либо сплошной без проемов. Передвижной дом для загородного отдыха в Великобритании с откидными и вращающимися плоскостями оборудован всеми инженерно-техническими устройствами. В США разработали проект летнего многоэтажного дома «Интерпол» с конструктивной основой (железобетонный столб с консолями), на которую крепят легкие жилые ячейки с полным оборудованием и меблировкой.

Интересное решение мобильного отеля (рис. 1.45) предложено в Германии. Пятиосевой автокран с подъемником служит ядром здания и выдерживает до десяти ярусов перекрытий; на каждом этаже здания запроектированы четыре спальных помещения, что позволяет разместить в мобильном отеле 80 чел. На крыше здания предусмотрена терра- са_с баром.

При создании сезонных мобильных сооружений отдыха использовали не только традиционные материалы (кирпич, железобетон), но и новые строительные материалы на основе пластмасс, отходов бумажного производства. Возможности применения пластмасс были продемонстрированы в 70-х годах на постоянно действующей выставке домов из пластмасс в Люденшейде (Германия). Среди экспонатов были представлены сооружения для летнего загородного отдыха и туризма: швейцарский загородный домик «Рондо», система домоэ «ДО» («сделай сам»), финский дом для отдыха «Футуро», жилой дом-купол для туристов. Основная конструктивная идея таких сооружений — индустриальный подход, использование стандартных элементов и легких ограждающих конструкций, изготавливаемых заводским способом. В Калифорнии (США)

Рис. 1.45. Мобильный отель (Германия)


Рис. 1.46. Мобильные объемные блоки для сезонной рекреации:

а, б — армоцементные объемные элементы криволинейной формы (СССР); в — пластмассовый объемный элемент (Великобритания); г — многогранный элемент (Польша); д — объемный элемент 4Додекаэдр» (Великобритания); е — многогранный элемент (Франция); ж — объемный элемент «Геке а куб» (Румыния); з — пластмассовый объемный элемент криволинейной формы (Франция); и — объемный блок «Кениг» (Германия); к — стальной объемный блок «Капсула» (Япония); л — объемный элемент «разворачивающейся» конструкции (Германия); м — объемный элемент «Тригон» (Швейцария)

предложили сборно-разборные жилые ячейки для зданий типа «Плейдом», основная конструкция которого — свод-оболочка из складчатых полиуретановых элементов и стекловолокнистой панели.

В 70-х годах в зарубежной практике строительства сезонных сооружений стали применять клееную фанеру и материалы на бумажной основе. Так, в летних зданиях мотеля «Генриетта» (США) ограждающие конструкции выполнены из фанеры. Конструкции каркасных летних домов для отдыха во Франции выполнены из упаковочного картона, соединенного нейлоновыми нитями; наружные стены представляют собой картонные треугольные панели с заполнителем; покрытия — пропитанный картон и пластмассовая пленка; окна и двери — из прозрачной пластмассы с застежкой на молнии.

Использование клееных фанерных панелей для зданий летного отдыха было продемонстрировано в конкурсных проектах в Москве в 1981 г. Цель конкурса — создание проектов, обеспечивающих индустриальность конструктивных решений спальных корпусов для сезонного отдыха. Предложенное разнообразие спальных ячеек (призматические, кубические, трапециевидные) позволяло создавать оригинальные объемно- пространственные решения жилых корпусов. Своеобразие и привлекательность архитектурного облика определялись фактурой и цветом панелей («Оранжевая призма», «Синий кубик»), раскрытием фасадов на природу лоджиями, балконами, террасами.

В 80-х годах в конструкциях передвижных сезонных учреждений отдыха появились новые объемно-пространственные решения — мобильные объемные блоки (рис. 1.46). Это сооружения контейнерного типа полного заводского изготовления, оборудованные встроенной мебелью и санитарно-техническими устройствами. Строительство рекреационных зданий из мобильных объемных блоков получило развитие в Канаде, США, Франции, Японии, Германии, Великобритании. Проводились эксперименты по изготовлению мобильных блоков в России, Польше, Румынии.

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение мобильной архитектуры отдыха.

Назовите типы первых мотелей.

Дайте определение и характеристику трейлера.

Назовите виды мобильных сооружений.

Перечислите виды материалов для мобильных сооружений.

На главный раздел сайта: Туризм