Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

Во второй половине XIX в. лечебно-курортное строительство на Кавказе и в Крыму приобретает значение курортной зоны.

К началу XX в. Ялта определилась в качестве курортного города, началась застройка поселков Южного берега Крыма — Алупки, Симеиза, Мисхора, Кореиза. Курортные учреждения — «Гурзуф» и «Суук-Су» в Крыму, «Сестрорецк» под Петербургом, «Кавказская Ривьера» в Сочи, «Курзал» в Пятигорске — были оборудованы и благоустроены по уровню лечебных учреждений. Например, грязелечебница в Ессентуках (1911 —1914) представляет собой большое здание, состоящее из блоков с различной специализацией. Каждый блок решен в классической архитектурной форме с использованием внутренних двориков. В облицовке использованы новые отделочные материалы: на фасадах — искусственный песчаник серовато-желтого цвета; в интерьерах — искусственный мрамор.

На курортах кроме лечебных учреждений возводили гостиницы, рестораны, казино, обеспечивая не только лечение, но и отдых, развлечения. Например, количество отдыхающих из других стран на курортах Французской Ривьеры и Швейцарии составляло 30—40 %.

Развитию лечебного туризма способствовало строительство железных дорог и зданий железнодорожных вокзалов. В градостроительстве складываются новые торгово-транспортные центры: вокзал с привокзальной площадью, от которой расходятся торговые магистрали с роскошными зданиями магазинов, банков, казино. Здесь вырастают новые фешенебельные кварталы. В швейцарской архитектуре появилась особенность — размещение вокзалов в наиболее живописных местах,

которых затем вырастали здания отелей и санаториев. Интервалы между железнодорожными станциями и их расположение определялись интересами туристов.

Во второй половине XIX в. вырабатывается специфический тип железнодорожного вокзала. Создавались вокзалы в различных стилях, но функциональные требования все время расширялись. Здание Орлеанского вокзала в Париже, строительство которого было приурочено к открытию Международной выставки (1900), включало еще и гостиницу. Вокзалы имели запоминающийся силуэт, богатую отделку фасадов, соответствующую новому назначению «ворота» города.

Большинство первых железных дорог в России принадлежало частным лицам и акционерным обществам. Поэтому часто в месте соединения дорог строили две разные станции с отдельными вокзалами: в Петербурге — Балтийский и рядом — Варшавский вокзалы; в Москве — Петербургский и Ярославский. Первые вокзалы были небольшими по размеру, павильонного типа с общим залом для ожидания пассажиров. Самым крупным вокзалом во второй половине XIX в. был пассажирский вокзал в Одессе. Построенный по тупиковой схеме с центральным объемом и боковыми служебными корпусами этот вокзал можно было сравнить с лучшими вокзалами Европы.

В конце XIX в. складывается новый тип большого городского вокзала с огромным стеклянным покрытием дебаркадера и расположенными перед ним пассажирскими залами и обслуживающими помещениями.

Например, в комплекс Венской городской железной дороги было включено более десяти станций, виадуки, переходы, спуски (подземные и надземные дороги), малые архитектурные формы (светильники, перила). Комплексно решали вопросы эвакуации и безопасности пассажиров.

Сложные работы производились при комплексном строительстве вокзалов, когда решено было соединить линии всех сходящихся к Нью- Йорку железных дорог. Были проложены тоннели в двух ярусах для нескольких десятков путей под землей, руслами рек и сквозь гору.

Достижения техники и организации строительства в США в начале XX в. были на таком высоком уровне, что привели к появлению так называемых железнодорожных городов, главенствующая роль в которых принадлежала железной дороге, проходящей через весь город.

Архитектура США первого десятилетия XX в. существенно отличалась от архитектуры Европы, что определило различие путей их развития при становлении современной архитектуры.

В то же время новая архитектура начала XX в. — модерн — была практически первым интернациональным стилем, не имевшим архитектурных традиций в какой-либо конкретной национальной архитектуре. Модерн стал переходным этапом в развитии мировой архитектуры, продемонстрировав возможности новых строительных и отделочных материалов: металла, бетона, железобетона, стекла, повлиявших на эстетическую

выразительность новых типов зданий, не имевших аналогов в прошлом (кинотеатры, выставочные павильоны, выставочные комплексы, народные дома, клубы, вокзалы, универсальные магазины, пассажи).

Этот период развития новых экономических отношений оказал влияние на архитектурные сооружения, превратив их в товар, а область строительства — в сферу рекламы. Архитектура должна была своими средствами участвовать в борьбе за клиента, покупателя, посетителя и т. д. Внешний облик зданий должен был отражать степень конкурентоспособности данной фирмы. Возникшая потребность воздействия на человека через архитектуру привела к поискам закономерностей восприятия человеком внешнего и внутреннего облика сооружения. Новая функциональная организация зданий выдвигала на первый план требование комфорта. В этом заключалась соразмерность «новой» архитектуры человеку, его большая «человечность» по сравнению со «старой» архитектурой.

30-е годы XIX в. явились началом развития туризма, который постепенно превращался в одну из доходных отраслей экономики. Строительство отелей, санаториев, больниц, музеев, вокзалов, банков, железнодорожных путей определило основы инфраструктуры туризма будущего.

Контрольные вопросы и задания

Назовите типы туристских построек в конце XIX в.

Какие условия повлияли на архитектуру гостиниц в начале XX в.?

Расскажите об особенностях архитектуры туристских зданий в Швейцарии в конце XIX — начале XX в.

Какие условия способствовали развитию лечебного туризма?

Какими архитектурными особенностями определялся внешний облик зданий в середине XIX — начале XX в.?

На главный раздел сайта: Туризм