Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

Стиль модерн в театральных зданиях

особенно ярко проявился в немецком варианте — югендстиль, — линии и плоскости в котором выступали в чистом виде и определялись конструктивными решениями. Об этом свидетельствует здание театра, построенное для выставки в Кельне в 1914 г., объемно-пространственное решение которого, обилие закругленных форм, отсутствие декора на фасадах — первые признаки появления рациональной архитектуры.

Рис. 1.22. Оперный театр (Одесса):

а — общий вид; б — план партера

 

Новым многофункциональным специфическим зрелищным типом здания стали народные театры и народные дома, возникшие на рубеже XIX — XX в. в Бельгии и России. Народные дома играли значительную роль в общественной жизни, возводились в промышленных центрах страны. Задачей народного дома было обслуживание культурно-просветительных нужд общества. Так, в народном доме в Брюсселе были размещены: театральный зал или зал собраний, клубные помещения, библиотека, ресторан, магазины, складские и конторские помещения. В интерьере народного дома использовали прием с перетекающего пространства», связавший в единую композицию главный зал, галереи, лестницы. Необычное объемное построение здания —

неправильная форма плана, криволинейное очертание главного фасада — отвечало новой задаче искусства: «украсить будни жизни», внести в окружение человека причудливые, необычные формы.

Подобные народные дома были возведены в начале XX в. в России — в Нижнем Новгороде, Петербурге, Самаре и т. д. Народный дом с театром на 2 тыс. зрителей был построен в Петербурге в 1914 г., а затем переоборудован в кинотеатр «Гигант».

Демонстрация кинофильмов в России началась с конца XIX в. (первый фильм был показан в мае 1896 г.) и проходила в летних садах Петербурга и Москвы. Сначала под кинотеатры приспосабливали различные здания, а затем начали строительство специальных зданий с большими зрительными залами, фойе и киноаппаратными. Такие кинотеатры построили в Петербурге («Форум», «Колизей»), Москве («Художественный», «Колизей»), Нижнем Новгороде («Палас»), Владимире («Ампир»). Более 20 кинотеатров существовало в начале XX в. в Ростове-на-Дону. Архитектура большинства из них определялась неоклассицизмом. Кинотеатры были не только новым типом зрелищного здания, но и доходным предприятием, что отражалось на их структуре.

Во второй половине XIX в. в России появились цирки как наиболее массовое и доходное зрелищное предприятие. Это были экономичные сооружения в виде временных, разборных деревянных балаганов. Первое капитальное сооружение цирка появилось в 1877 г. в Петербурге и представляло собой круглое в плане здание, увенчанное куполом, с центрально расположенной ареной и амфитеатром зрительских мест. Рациональная планировка и новые строительные конструкции не соответствовали ренессансно-барочному фасаду здания.

Развитие науки и искусства потребовало крупных зданий музеев. В русской архитектуре использовалась композиционная схема музеев с анфиладным размещением залов, освещаемых боковым и верхним светом. Фасады музейных зданий обычно стилизованы и определялись месторасположением в городском ансамбле. Так, фасад здания Исторического музея в Москве, построенного в 1881 г., решен в традициях древнерусского зодчества, увязан со стенами и башнями Кремля и удачно вписан в ансамбль Красной площади.

Рациональную организацию плана имел Музей изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Он был лучшим музеем начала XX в. Главный фасад облицован белым уральским мрамором и точно воспроизводит формы древнегреческой архитектуры.

Планировочная организация Педагогического музея в Киеве (1913) имела центрально-купольное решение вестибюля, от которого расходятся в глубину участка экспозиционные залы.

Цилиндрическая форма здания панорамы «Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.» была определена назначением музея: центрально расположенная

смотровая платформа позволяет охватить взглядом живописное полотно на стенах и макеты, размещенные у подножия полотна.

В русской архитектуре начала XX в. стилизация пронизана национальными чертами. Русский модерн стилизовался главным образом под древнерусское зодчество. Так решен главный фасад Третьяковской галереи (1900) в Москве.

Стремление отразить местные национальные традиции проявилось в архитектуре национальных музеев. Например, Национальный музей в Праге — несколько помпезное по своей архитектуре здание. Расположенное на наиболее высокой точке, здание музея организует и объединяет ансамбль Вацлавской площади. Целеустремленное воспроизведение форм скандинавской архитектуры нашло отражение в архитектуре Северного музея в Стокгольме: многочисленные башни с причудливыми венчаниями; сложные по форме фронтоны; кирпичные плоскости облицовочных стен. Национальный романтизм нашел яркое выражение в архитектуре Национального музея в Гельсингфорсе (Финляндия). Это позволило избежать крайностей декоративизма. Развитие музейной архитектуры в Голландии привело к функциональному изменению планов зданий, в которых впервые предусматривались научная обработка и методическая экспозиция материалов. Дифференциация залов на малые и большие, для постоянных экспозиций и временных выставок, специальные помещения для библиотеки, рабочие кабинеты определили планировочное решение Государственного музея в Амстердаме, фасады которого включали элементы крепостного зодчества (башни, фигурные крыши, резные флюгера).

Барочно-ренессансные фасады чаще всего использовали в музейной архитектуре: музей «Атенеум» в Гельсингфорсе, Национальный музей в Стокгольме.

Однако уже в конце XIX в. появились новые мотивы в композиции фасадов, лишенных декоративных элементов, и интерьеров с естественной и свободной группировкой объемов. Такие тенденции отразились в здании Художественной галереи в Лондоне: гладкая плоскость стены; большая арка входного портала, расположенная асимметрично; горизонтальная полоса небольших оконных проемов.

Формирование большого количества зданий было связано с развитием различных видов искусств: концертный зал «Вигадо» в Будапеште; Дворец музыки в Барселоне; Дворец искусств в Сан-Франциско. В Дрездене был создан новый тип здания — Дом фестивалей, предназначенный для школ ритмической гимнастики; в своем художественном облике он должен был воплотить идею гармоничного воспитания. Прообразом Дома фестивалей стал античный храм.

Среди построек, характерных для конца XIX — начала XX в., были различные клубы и собрания. Для России типичны купеческие клубы, в которых «представительская часть» сильно уменьшена в отличие от «благородных собраний» и уделялось большое внимание деловым и развлекательным помещениям (залы заседаний, библиотека, концертный

Рис. 1.23. Клуб путешествий (Лондон)

зал, бильярдные комнаты, буфет). Такие специальные здания были возведены в Киеве (1882) — купеческое собрание; Москве (1908) и Екатеринославе (1912) — коммерческие собрания. Архитектура этих зданий определялась использованием традиционных стилей и модерна. Здание губернского земства в Полтаве было решено в стиле украинского модерна с использованием мотивов народного зодчества: форма окон и кронштейнов, поддерживающих большой вес крыши; витые колонки в простенках; узорчатые майоликовые вставки.

Архитектура Дома Московского купеческого общества, построенного в 1910—1911 гг., является примером более строгого модерна (более простая форма окон, исчезли причудливые фронтоны и обильная пластика фасадов), обеспечивающего единство пространственного решения с планами, фасадами, интерьерами.

Строительство разнообразных клубов, связанных с работой или общественной деятельностью, распространилось по всей Европе. Так, в Англии были построены два клуба: Клуб путешествий (1832) (рис. 1.23) и Клуб реформ (1840), внешний вид которых определялся стилизацией в духе итальянского Ренессанса.

Здание женского клуба в США (1913) поражает близостью к европейской архитектуре, пришедшей после модерна.

Контрольные вопросы и задания

Какова типология общественных зданий середины XIX — начала XX в.?

Опишите архитектурные формы выставочных павильонов.

Дайте определение понятия пассаж.

Какие типы зрелищных зданий и сооружений создавались в середине XIX в.?

Для чего предназначались различные клубы и собрания?

Определите виды планировочных решений музейных зданий.

Какие изменения были внесены в архитектуру театральных зданий в конце XIX в.?

На главный раздел сайта: Туризм