Туризм. Архитектура

Архитектура общественных зданий

Возможности металлических и железобетонных конструкций способствовали появлению новых типов общественных зданий — выставочных (рис. 1.21), в которых демонстрировались новейшие достижения промышленности и в которых наиболее полно проявилась рекламная сущность архитектуры того времени. Наиболее значительной во второй половине XIX в. была Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде.

Рис. 1.21. Выставочные павильоны:

а — павильон «Хрустальный дворец», Лондон; б — павильон «Стеклянный дом», Кельн; в павильон «Железный дом», Лейпциг; г — павильон «Зал столетия», Бреслау

Несмотря на стилистически пестрые архитектурно-художественные решения выставочных павильонов, в них преобладало стремление найти новые архитектурные формы, выполненные в металле и стекле. В то же время при участии в международных выставках павильоны России возводили обязательно в национальном стиле: в Париже (1878) — в стиле русского деревянного зодчества; в Глазго (1901) — в модернизированном стиле древнерусского зодчества; в Риме (1911) — в стиле русского классицизма.

Приверженность архитекторов традиционным формам и композиционным приемам, национальным мотивам препятствовала широкому использованию новых конструктивных материалов. Поэтому первое крупное здание павильона, выполненное полностью из железа и стекла и возведенное на Всемирной выставке в Гайд-парке (Лондон, 1851), поразило новизной технических приемов и предопределило будущее развитие строительной техники. Здание, целиком смонтированное из изготовленных заранее конструктивных элементов — металлических стоек, металлических ферм и железных рам со стеклянным заполнением, создавало впечатление воздушности, обилия воздуха и света. Оно получило название «Хрустальный дворец».

Необычные решения в использовании металла и стекла были продемонстрированы в выставочных павильонах «Железный дом» (Лейпциг, 1913) и «Стеклянный дом» (Кельн, 1914). Павильон «Железный дом» воспринимается как гигантская остекленная клетка, состоящая из восьмигранных объемов, поставленных друг на друга, окантованных широкой полосой металла и увенчанных куполом. «Стеклянный дом» представляет собой прозрачный двенадцатиугольный в плане объем с большим куполом из стеклянных плоскостей ромбовидной формы.

Следующим типом зданий, в которых успешно применяли металлические конструкции, обеспечивающие большое внутреннее пространство, были крытые рынки. Первый проект крытого рынка в металлических конструкциях был выполнен в Париже в 1844 г. При строительстве ему придали традиционные формы: чугунные колонны с капителями, несущие аркады. Крытый рынок, возведенный в Петербурге на Сенной площади во второй половине XIX в., имел новое конструктивное решение (металлические решетчатые рамы), что дало возможность перекрывать без промежуточных опор большое пространство. Но во внешнем облике здания крытого рынка использовали элементы архаической стилизации.

Построенные в начале XX в. на основе железобетонных и металлических конструкций с обширными остекленными плоскостями крытые рынки имели более разветвленную функциональную организацию: в центре — торговый зал, окруженный магазинами; на втором этаже — служебные помещения; подвал оборудован холодильными установками. Примером такого здания является Бессарабский крытый рынок в Киеве (1910).

Новым типом торговых сооружений второй ПОЛОВИНЫ XIX в. были торговые ряды — пассажи, освещенные верхним светом. Традиционный тип гостиного двора с небольшими магазинами не отвечал требованиям развитой капиталистической торговли. Магазины пассажа выходили на широкую, перекрытую металлическим застеклённым сводом, внутреннюю улицу — собственно пассаж (проход). В пассажах наряду с магазинами размещали кафе, клубные и выставочные помещения, что делало пассаж своеобразным прогулочным центром. В Брюсселе, например, целая цепь таких пассажей образовала торговый центр из сети крытых улиц. Примером совершенного для своего времени пассажа может служить здание Верхних торговых рядов в Москве (современный ГУМ), в котором находится три прохода (пассажа) с ярусами торговых и конторских помещений. В перекрытиях торговых рядов применена новая система металлических конструкций, из железобетона выполнены легкие ажурные мостики между этажами.

Во второй половине XIX в. появляется еще один тип торгового здания — большие универсальные магазины. Этот тип здания развивался из лавки, размещаемой на первом этаже жилого дома. С изменением методов торговли, требований рекламы менялась функциональная программа магазина, понадобились просторные залы, несколько этажей галерей, большие витрины на улицу. Использование новых металлических конструкций дало возможность создавать обширные светлые залы, зеркальные витрины с железными скатывающимися шторами, хорошую вентиляцию. Универсальные магазины обогнали в своем развитии жилые дома, являясь наиболее характерным типом торгового сооружения в конце XIX в. Универсальные магазины имели компактную планировку, обычно на самых престижных улицах центральной части города.

Интересна конструктивная схема крупного девятиэтажного здания магазина Мюра и Мерилиза, построенного в Москве в начале XX в. Здание, решенное в металлических конструкциях, имеет сплошное остекление фасадов с готическими стилизованными деталями в верхней части. В здании универсального магазина в Петербурге — Доме Гвардейского экономического общества (современный Дом торговли) - определяющим компонентом архитектурного образа стал монолитный железобетонный каркас, позволивший получить светлые, просторные интерьеры и определявший расчлененную композицию фасада.

Тип многоэтажного магазина продолжает развиваться в XX в. В нем уже нет ничего от архитектуры жилого дома или традиционного общественного здания, но в условиях стесненности городского строительства используются приемы объединения разных функций в одном здании.

Примером сочетания торгового и зрелищного здания является магазин Елисеева в Петербурге: на первом этаже размещался гастрономический магазин; на втором — театральный зал (ныне Театр комедии), подчеркнутый на фасаде большими остекленными проёмами.

Еще в конце XIX в. прием объединения зрелищного здания с помещениями с дополнительными функциями был распространен в США. Таким типом было здание Аудитории в Чикаго, соединившее театр, конторские помещения и отель. Прием «погружения» театральной части обеспечивался решением сложнейших конструктивных и функциональных задач, что находило отражение во внешнем облике здания.

Театральным зданиям в наибольшей степени были присущи эклектика и стилизация. Эклектика проникала в планировочные решения, что приводило к нарушению функциональной организации учреждения. Во второй половине XIX в. многие театральные здания создавали в стиле неоренессанса: это здание Оперы в Вене, представляющее собой систему взаимопроникающих объемов, увенчанных куполообразной крышей; Национальный театр в Загребе; Театр им. Ю. Словацкого в Кракове; Львовский театр оперетты.

В архитектуре театральных зданий получил развитие романтизм, в основе которого лежало стремление отразить местные национальные традиции. Театры размещались в местах максимальной обозримости, создавались подчеркнуто выразительные ансамбли. Наиболее типичным сооружением романтического направления является здание Национального театра в Праге.

Повышенная декоративность театральных зданий, тяготение к дорогим материалам и позолоте определяли «богатство» фасадов и интерьеров, придавая зданиям некую профессиональную добротность. Характерной постройкой является здание театра Оперы в Париже. Театр Оперы имел зрительный зал на 2 тыс. мест и самую большую на то время сцену. Он служил также местом официальных и светских встреч, чему отвечали обширные фойе и кулуары, ложи и парадные лестницы. Площадь перед зданием предназначалась для приема публики и дефилирования официальных кортежей. Парижская Опера послужила образцом для театральных зданий Одессы, Дрездена, Нью-Йорка.

Одесский оперный театр (рис. 1.22), построенный в 1883—1887 гг. (арх. Г. Гельмер и Ф. Фельнер) в барочно-ренессансном стиле, стал одним из наиболее совершенных по планировке театральных зданий: просторный подковообразный зрительный зал; вокруг зала размещены фойе и кулуары; большая механизированная сцена связана со всеми сценическими помещениями.

Конец XIX в. внес существенные изменения в театральные здания: механизация сцены; развитие сценической коробки; упрощение системы ярусов; модернизация театральных фасадов. Здание театра, продемонстрированное на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 г., было возведено из легких, удобных для перевозки сборных конструкций. Это было первое сборно-разборное здание, получившее Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.

На главный раздел сайта: Туризм