Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

Общественную и градостроительную роль выполняли театры.

Двухэтажное здание театра в Бордо в форме вытянутого прямоугольника в плане имело на фасаде двенадцатиколонный портик, завершенный парапетом со статуями. В зрительном зале театра были ложи и ярусы, опорами для которых служили колонны; открытая лестница перекрывалась куполом — такая удобная планировка надолго оставалась образцом.

В Париже по-прежнему строится много больниц. Была даже предпринята попытка построить больницу в форме Колизея.

В Англии, где классицизм как архитектурный стиль возник раньше, появились совершенно новые типы зданий — банкетные залы и клубы. Первый банкетный зал — Банкетинг-Хауз — был построен в начале XVII в. и открыл целую эпоху в развитии английской архитектуры. Здание Банкетинг-Хауза предназначалось для государственных приемов, для встреч послов иностранных государств, для демонстрации придворных спектаклей-масок. Грандиозный банкетный зал «Пантеон»

в Лондоне, перекрытый куполом, соединялся с пространством окружающих его галерей. К залу примыкал ряд парадных помещений; главный вход был оформлен портиком.

В эпоху классицизма возводится много особняков знати, в которых уже исчезает традиционная схема дома-отеля между двором и садом. Фасады домов выходят на улицу и в небольшие внутренние сады-дворы. Дома имеют только два фасада, так как торцевые стены примыкают к соседним зданиям. На фасадах зданий появляются остекленные галереи, балконы, опирающиеся на колонны и образующие портики над входом. Комнаты небольшого размера компонуют возле центрального помещения холла; в спальнях делают альковы и ставят кровати на возвышение; к спальням обычно примыкает кабинет, за которым располагают будуар.

Продолжается возведение доходных домов. Это пяти- или шестиэтажные дома с лавками на первом этаже, завершенные этажом мансардного типа. Фасады доходных домов имеют простое оформление — рустованный первый этаж и ритмичное размещение прямоугольных проемов окон по всему фасаду.

В начале XIX в. возник новый тип жилого дома, сочетающий отель и доходный дом. Отель располагался в глубине участка, фасад доходного дома с лавками выходил на улицу. Лавка приобретала самостоятельность, превращаясь в магазин с богато оформленными витринами. Тогда же появился переходный тип магазина — пассаж с внутренними лавками на первом этаже дома, верхние этажи которого заняты квартирами.

Такой же тип жилого здания — доходный дом — многоэтажный, многоквартирный с повышенным первым этажом для магазина появился в русской архитектуре начала XIX в. Русский классицизм этого времени развивался в тесной связи с классицизмом Франции и Англии. Отличительной особенностью русского классицизма являются новые приемы жилой застройки, связанной с усилением регулирующего начала: жилые дома ставились по красной линии улицы. Кроме того, в связи со стесненностью городского строительства стали использовать периметральную застройку участков доходных домов, породивших в дальнейшем тесные и темные дворы-колодцы. Архитектура доходных домов приобретала спокойный ритм однообразно расчлененных протяженных фасадов, акцентированных в местах входов и въездов во двор.

Рядовая жилая застройка началась еще в конце XVIII в. Для крупных жилых домов, выполняемых по индивидуальным проектам, сохранялась дворцовая планировка с подъездными дворами. Массовое строительство велось по «образцовым» проектам. «Образцовые» проекты были разработаны в начале XIX в. для доходных домов и домов-особняков.

Наряду с рядовой жилой застройкой в Петербурге и Москве возводили уникальные особняки, загородные усадьбы дворянской знати и дворцы. Требование удобного жилища проявилось в стремлении к естественности и простоте, приближению к природе, что отвечало эстетическим

запросам того времени. Примером дворца нового типа может служить Китайский дворец в Ораниенбауме — миниатюрное одноэтажное здание, окруженное зеленью парка. В парке была катальная горка — первоначально большое сооружение с открытыми галереями и волнообразными спусками.

Городской дворец-усадьба конца XVIII в. представляет собой комплекс, состоящий из жилого дома с небольшим пейзажным садом перед главным фасадом; флигелей; парадного подъездного двора и надворных построек (манеж, конюшня). Таким был дом Пашкова (арх. В. Баженов) в Москве (рис. 1.16) — компактное здание с симметричной классической композицией фасада: центральный объем здания увенчан бельведером, два боковых флигеля имеют четырехколонные портики с фронтонами.

В это время начинает развиваться пейзажная система планировки парков — извилистые дорожки, свободно расположенные павильоны и беседки, водоемы округлых очертаний. Примером пейзажного парка является парк Павловского дворца в загородной царской усадьбе. Прихотливо распланированные аллеи и дорожки тесно связаны с рельефом местности, раскрывая в различных перспективах павильоны, беседки, колоннады (Храм Дружбы, Павильон Трех Граций, Колоннада Аполлона).

Дворцово-усадебное зодчество особенно было развито в Украине. Основой планировки усадебного комплекса являлась схема, типичная для всех больших усадеб того времени, — группа двух- или трехэтажных дворцовых сооружений с примыкающими одноэтажными флигелями; здания оранжерей могли завершать парадный двор; вдоль центральной

Рис. 1.16. Дом Пашкова (Москва)

Рис. 1.17. Усадьба. Сокиренцы (Украина)

аллеи размещали хозяйственные и служебные сооружения; к садовому фасаду примыкал партер с прудом, переходивший в пейзажный парк с летним домиком и павильонами. На первых этажах дворцового здания размещали вестибюль, приемные помещения, кабинет владельца, служебные помещения; второй этаж состоял из парадных залов, из которых круглый зал занимал центральное место; третий этаж предназначался для проживания семьи владельца; во флигелях размещали комнаты для гостей. Такие дворцово-усадебные ансамбли в Ляличах, в с. Хотень, с. Качановка, с. Сокиренцы создавали в стиле классицизма и местных традиций. Например, двухэтажный барский дом в с. Сокиренцы (рис. 1.17) имел купол над центральной частью дома. Портик у главного входа соединялся с открытой верандой и выходил в парк широким парадным пандусом.

На усадебное зодчество конца XIX — начала XX в. особое влияние оказало парковое искусство, в котором использовались как естественные природные элементы, так и искусственно созданные. Например, в парке «Софиевка» в Умани было создано четыре искусственных озера, перепланированы склоны оврагов, нагромождены скалы. В ландшафтном парке «Александрия», расположенном на берегу реки Рось (Белая Церковь), созданы водопады, каскады, устроены запруды и острова.

Пейзажное и дворцовое искусство определили архитектурное единство сложного усадебного комплекса в конце XVIII — начале XIX в. В XIX в. уже не создавались новые усадьбы. Парадность архитектуры дворянской усадьбы перестала удовлетворять их владельцев в новых экономических условиях капиталистических отношений. Потребность сделать усадьбу доходной привела к изменению функциональных и эстетических требований в архитектуре усадебных сооружений.

На главный раздел сайта: Туризм