Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

Архитектурная среда отдыха нового времени

Эпоха нового времени является важным этапом в развитии человечества и его общественной жизни. Европа подошла к своему Возрождению; архитектура за XV—XIX вв. прошла сложный путь Ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Эпоха нового времени принесла смену художественных вкусов, изменила духовную жизнь общества.

Ренессанс, зародившись в итальянских городах-республиках, обеспечивал становление нового миропонимания независимой и энергичной личности. В ренессансной архитектуре аскетизм и мистика средневековья вытесняются ощущением радости жизни, удовлетворенностью земным бытием. Архитектура Ренессанса становится все более светской, проникая в градостроительство, создает планировку новых городов с точки зрения удобства, здоровья и красоты. Забота о человеке, но человеке избранном, знатном и богатом — первый принцип строительства новых городов в эпоху Возрождения. Профессионально-групповое расселение положено в основу второго принципа: ремесленники родственных профессий должны жить в непосредственной близости друг от друга. Торговцы, менялы, ювелиры, ростовщики должны жить в центральном районе около площади; корабельщики, канатчики имели право поселяться за кольцевой улицей; каменщики, кузнецы, шорники должны размещаться у въездных ворот; парикмахеры, аптекари, портные расселялись равномерно по всей территории города. В основе третьего принципа лежало территориальное деление города на комплексы: жилые, производственные, торговые, общественные. В центре города располагалась главная общественная площадь. В XVI в. площади теряют свою общественную значимость (для праздников и парадных шествий) и служат открытым вестибюлем перед главенствующим сооружением, подчиняясь требованиям ансамбля. Такими ансамблями являются комплекс Бельведера в папском Ватикане, римский Капитолий. Одностороннее раскрытие ансамбля Капитолия на город при одновременном подчинении главного здания Сената пространству площади — новое решение городского ансамбля.

В эпоху Возрождения ведущая роль отводилась городскому жилому дому, в Италии — палаццо. В XV в. это особняк зажиточного горожанина, а в XVI в. — резиденция крупного вельможи. Палаццо, выстроенные из кирпича, имели два или три этажа: первый этаж с легкой аркадой, обращенной во двор, занимали вестибюль, парадная лестница и служебные помещения; на втором этаже располагали жилые помещения и парадные залы; третий этаж с отдельной лестницей

предназначался для родственников и друзей, а также имел помещения для слуг. Конюшни, каретные сараи размещали со стороны двора. Дворов могло быть несколько. Их располагали в глубине сада.

Во Франции многочисленную группу сооружений составляли городские и загородные дворцы аристократии и крупной буржуазии, так называемые отели и шато. Планировка городского отеля, изолированного от городской среды, определялась замкнутым прямоугольным двором, окруженным четырьмя корпусами с галереями, выходящими во двор.

К эпохе итальянского Ренессанса относится также продолжающееся развитие загородного жилого дома — виллы. Вилла развивалась как центральная усадьба крупного доходного хозяйства, как летняя резиденция, место отдыха, увеселения, великолепных празднеств в роскошных садах. Во второй половине XV в. сложилось расположение дома, обслуживающих помещений и сада в нескольких уровнях, на террасах, укрепленных подпорными стенками и связанных лестницами. Жилой дом занимал центральное положение. Помещения дома раскрывались лоджиями в небольшой партерный сад. Массивы зелени, тенистые перголы, аллеи, фонтаны, бассейны включались в художественную композицию виллы. В больших увеселительных резиденциях жилое здание может не являться композиционным центром, становясь фоном для других элементов: открытый театр, сад с фонтанами и каскадами, водяные гроты, аллеи скульптур, лестницы и ниши в подпорных стенках. Наиболее известна вилла Ротонда в Виченце (арх. А. Палладио) (рис. 1.15). Расположенная на холме, она легко вписывается в окружающую природу, с которой связана симметрично расположенными портиками и лестницами. В основном объеме виллы размещены парадные залы центрической купольной композиции и жилые комнаты на аттиковом этаже.

Загородные усадьбы дворянства были характерны в XVI в. для архитектуры немецкого Возрождения. Значительные изменения, происшедшие в придворной жизни князей, определили создание специальных построек для рыцарских игр и придворных празднеств. При усадьбах устраивают обширные сады. Своеобразным произведением был сооруженный в Штутгарте в дворцовом саду новый увеселительный павильон. Двухэтажное прямоугольное в плане здание с двумя просторными залами представляло собой сочетание позднеготических приемов и итальянизирующих форм — башен на углах здания и аркадных галерей между ними.

Кроме жилых палаццо в Италии, городских отелей во Франции, в юродах получил распространение тип рядового жилого дома, являющийся прообразом жилых зданий современной городской застройки. Это многосекционные и блокированные жилые дома, четырех-, пятиэтажные, неправильной конфигурации из-за малых размеров участка. Дома тесно примыкали друг к другу, поэтому возникала необходимость устройства световых двориков между двумя параллельно располо-

Рис. 1.13. Вилла Ротонда Виченце (Италия):

фасад, план

женными домами или тремя, расположенными под углом. Многосекционные жилые дома имели несколько квартир на этаже: на первом этаже размещали лавки и мастерские, выше — жилые помещения, на последнем этаже устраивали лоджию (в XVI в. это уже крытая терраса — альтан). Блокированный жилой дом состоял из нескольких расположенных одна на другой групп жилых комнат, каждая из которых имела свой вход, торгового помещения и лестницы, предназначенной для одной семьи. В блокированных домах имелся вестибюль - ауле - для двух, трех комнат или квартир.

Квартиры на этаже могли располагаться в два ряда или иметь двойную ориентацию. Стремление изолировать каждую квартиру привело к очень сложной планировке домов: световые дворики; входы на первый и верхний этажи с разных сторон корпуса; лестничные марши, расположенные один над другим и ведущие в разные квартиры.

Дома, как правило, не отапливали, а камины размещали в кухнях в главной жилой комнате; на кухнях в нишах устраивали примитивную канализацию (стояки с каналами); основным источником водоснабжения были питьевые колодцы, которые устанавливались во дворах и наполнялись водой, стекавшей с крыш зданий и с поверхности мощеных дворов. Фасады рядовых жилых домов, как правило, оштукатуривали; первые этажи, где размещали торговые ряды, облицовывали естественным материалом — туфом; из него же выполняли различные детали — порталы дверей, наличники окон, пояса и др. Оштукатуренные поверхности стен либо окрашивали в серый или красный цвет, либо покрывали сграффито (процарапанная многоцветная картинка из нескольких слоев

цветной штукатурки). Определенный ритмический строй фасада создавался сложной асимметрией окон, балконов и выступающих каминных труб. Главные жилые помещения выделяли на фасадах сдвоенными и тройными арочными проемами.

Общественная жизнь в эпоху Возрождения была направлена на благотворительность и образование. Строительство госпиталей, школ, библиотек, крытых рынков, гостиниц получило широкое распространение по всей Европе. Первое крупное общественное здание, ознаменовавшее эпоху Возрождения, — воспитательное учреждение для детей («приют невинных»). Воспитательный дом состоял из жилых, хозяйственных, общественных и культовых помещений, сгруппированных вокруг внутреннего центрального двора. Обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации и приема детей) располагали на первом этаже, рядом с лоджиями двора; на втором этаже размещали спальни детей и воспитателей, помещения для занятий. Квадратный двор был обрамлен арочными галереями. Фасад здания расчленен на два неравных по высоте этажа аркадными лоджиями, выходящими на площадь перед зданием.

Строительство лечебного учреждения в Милане в середине XV в. было связано с ухудшающимися санитарными условиями города, нередко опустошаемого эпидемиями. Прямоугольное в плане сооружение имело мужское и женское отделения, лечебные и обслуживающие помещения, сгруппированные вокруг замкнутых дворов. Особое внимание было уделено санитарному состоянию больницы (уборные между палатами, наличие вентиляционных и ливневых каналов).

В XV и XVI вв. в связи с возрождением античной драмы и комедии, постановкой светских пьес возникла потребность в специальных театральных зданиях. Таким театром стал, например, театр Олимпико в Виченце (арх. А. Палладио), в котором развитие сцены в глубину и по ширине, создание объемных декораций и иллюзорной перспективы определяют органическую связь со зрительным залом.

В XVI в., когда жизнь Европы активизировалась в направлении торговли, поиска работы или путешествий, продолжает развиваться тип дорожной гостиницы. Многочисленные фахверковые придорожные гостиницы типа инн, получившие развитие в Англии, имели одинаковые планы: жилые комнаты располагались на втором этаже, соединялись крытой галереей и выходили в прямоугольный двор. На первом этаже размещали конюшню, таверну, служебные помещения. Иногда внутренний двор служил подмостками народного театра. Возникшие позже в Англии театры воспроизводили схему гостиничного двора.

На главный раздел сайта: Туризм