Самым значительным памятником Киевской Руси является Софийский
собор в Киеве (1037).
Он был центром летописания, в нем размещалась первая библиотека,
происходили торжественные церемонии: прием послов, обряды «посажения» князей на
престол, парадные собрания.
Первым жилищем феодала были деревянные хоромы,
состоящие из ряда срубов-клетей. Обычно дом состоял из трех поставленных в ряд
клетей. Центральную клеть занимали сени: по одну сторону от них находилось теплое
жилое помещение истба, а по другую — холодная клеть, служившая парадным помещением
в хоромах или кладовой в простых домах.
Административным центром был княжий
двор с хоромами, теремными дворцами, гридницей (помещение для дружинников), парадными
залами для приемов, пиров, торжеств. Такие дворы были в Киеве — Ярославов, или
Великий, двор, в Чернигове — Красный двор, в Переясвле — Княжий двор, в Новгороде
— Ярославов двор. Самым высоким домом был теремный дворец с помещением — теремом
у возвышающимся над всеми хоромами, покрытый позолоченным шатром («терем златоверхий»).
Во дворах размещались погреба: медуний (хранилище медов и вин), беретьяница (кладовые
сортового меда), скотницы — погреба для хранения ценностей и товаров.
В
XII в. шло интенсивное строительство на Подоле в Киеве: купеческие подворья, склады
товаров, жилища, мастерские ремесленников. Княжьи и боярские дворы приобретали
характер городской феодальной усадьбы. Княжеские приемы и пиры происходили в сенях
княжеских хоромов. Усадебная застройка с деревянными ограждениями определила характер
отдыха в жилище: пиры, обрядовая еда, общение и активное использование бани. Баня
в усадьбе занимала видное место. Отдых вне жилища определялся посещением культового
здания. Синтез архитектуры, живописи, скульптуры, театрального действа являлся
средством воздействия на эмоциональное состояние человека.
Архитектура
средневековой Западной Европы V — XV вв. типологически и стилистически (романский
стиль — XI —XII вв., готический стиль XIII —XV вв.) изменялась в зависимости от
социально-политического и культурно-исторического развития общества. В жизни средневекового
общества по-прежнему большую роль играла церковь, определяя философию, науку,
литературу и искусство. Воздействуя на психику и эмоции человека через театрализацию
ритуальных действий, таинственные обряды, под аккомпанемент григорианского пения,
в дыму кадильниц и мерцании свечей, церковь одновременно выполняла общественные
функции.
В романскую эпоху эти функции перешли к монастырям и монастырским
церквям (рис. 1.11). При строительстве монастырей появились первые попытки рационально
организовать пространство

Рис.
1.11. Клюни. Монастырский двор:
1 - церковь Клюни; 2 — библиотека; 3 —
«Галилея»; 4 — атрий; 5 — сакристия; 6 — башня; 7 - странноприимный дом: а — для
мужчин; б — для женщин; 8 — трапезная для гостей; 9, 20 ~ уборные; 10 - конюшни
(на втором этаже жилище рабочих): 11 — западный двор; 12 - погреб; 13 - пекарня;
14 - трапезная; 15 - клуатр; 16 - клуатр
монастырского двора, сгруппировав
административные, жилые и хозяйственные постройки вокруг монастырского центра
— клуатра. Монастырь имел два концентрических ограждения: в первом размещались
привратницкая, странноприимный дом, альмонарий (трапезная), хозяйственные помещения
(конюшня, кузница, мельница, маслобойня, пекарня, мастерские, склады); отдельно
располагалась больница с полями для лекарственных трав; внутрь второго ограждения
допускались только монахи, там была монастырская церковь, зал капитула (для заседаний
администрации); сакристия (ризница) для хранения ценностей и монастырской казны;
библиотека; скрипторий (помещение для переписки рукописей); дормиторий (общая
спальня). Важнейшая общественная функция монастырских церквей заключалась в обслуживании
больших масс паломников. Паломничество началось еще в период раннего средневековья.
По эдикту Карла Великого все монастыри и церкви обязывались содержать пилигримов,
предоставляя им приют и пропитание. В монастырях для этой цели служили странноприимные
дома, которые разделялись на мужскую и женскую части и имели отдельную трапезную.
Паломничество
особенно распространилось в XI—XII вв., когда мощам святых стали приписывать чудодейственную
силу. Благодаря паломничеству усилились взаимокультурные влияния, шире использовались
строительные приемы; паломничество повлияло на оживление общественной жизни, вызвавшее
тягу к путешествиям. Вдоль дорог были возведены паломнические церкви.
В
городах одним из типов культовой архитектуры стал собор, который первоначально
задумывался как монастырская церковь и храм для мирян. Особенно много соборов
построили в Англии романского периода. Одним из самых впечатляющих памятников
английского средневековья является собор в Дэрхеме, расположенный среди густой
зелени на обрывистой скале, с трех сторон омываемый рекой. Собор лишен мрачности,
свойственной базиликальным церквям, создает впечатление торжественности благодаря
нервюрному (ребристому) своду и обилию строго геометрического орнамента.
Светские
тенденции в культовой архитектуре романской эпохи особенно проявились в соборах
Италии, которые трактовались как дом божий и народный. Особое место занимает соборный
ансамбль в Пизе, состоящий из собора в форме вытянутого латинского креста; баптистерия
(крещальни) цилиндрического объема; кампанилы (башни-колокольни), обвитой кружевом
арочных галерей. Соборный ансамбль размещался возле торговой площади, с которой
начиналось формирование города.
С возникновением городских коммун создавались
и новые общественные центры — площадь и здание городского самоуправления. Появление
новых форм общественной жизни породило новые типы гражданских зданий: дворцы городского
самоуправления, многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции
знати, здания
торговых гильдий и первых университетов. Строительство таких
зданий воспринималось как важное дело общины и влияло на частную жизнь граждан.
В
это время формируется тип каменного жилого дома горожанина, представляющего собой
прямоугольный блок из отдельных комнат вокруг лестницы или холла. В богатом типе
жилища — палаццо — на первом этаже был склад, на втором располагались жилые комнаты
и парадный зал, выходивший во двор. Городские резиденции феодалов имели башни,
которые служили им для защиты во время междоусобиц. Высота башни свидетельствовала
о знатности семьи. Нередко эти башни сносили вместе с падением феодального рода.
Первые
общественные здания также имели башню, но позже основным признаком общественного
здания стала аркада на первом этаже, служившая общественным залом, связанным с
площадью. На втором этаже размещался зал заседаний с непременным балконом, с которого
произносили речи, объявляли указы. Балкон был настолько связан с представлением
о здании городской коммуны, что при потере независимости города его нередко уничтожали.
Для романского периода Франции характерны укрепленные жилища феодалов
— замки (рис. 1.12), размещенные на возвышенном и труднодоступном месте. К X в.
укрепленное жилище имело вид башни — донжонау окруженного валами и рвом. Донжоны
делились по вертикали на несколько этажей-ярусов. Зал и спальные помещения располагали
обычно в среднем ярусе. Нижний ярус использовали для прислуги и кладовых. Донжоны
— пример средневекового жилища- крепости, в котором забота об удобствах жизни
приносилась в жертву требованиям обороны.
Рис. 1.12. Замок-башня XII в.
(Франция):
1 — кордегардия; 2 — северное жилое помещение; 3 — капелла;
4 — вестибюль; 5 — малый холл; в — большой холл; 7 — кухня; 8 — уборные; 9 — надвратный
зал; 10 — внутренний двор


Рис. 1.13. Тип фахверкового дома (Германия):
А
— жилой дом: 1 — прихожая; 2 — очаг; 3 — лестница в подвал; 4—6 — жилые помещения;
7 — чулан; 8, 9 — хозяйственные помещения; Б, В — хозяйственные постройки: 10
— ворота; 11 — колодец; 12 — уборная
Аналогичные крепостные сооружения
возводились в Англии. Замок в Лондоне — Тауэр — ансамбль, в котором «Белая башня»
играла роль донжона. Сама башня имела кубическую форму со ступенчатым основанием.
В углах размещались башенки с винтовыми лестницами, связанными между собой коридорами
в толще стен.
Наряду с обычными замками прямоугольного плана строились
и укрытия типа шелл-кип. Это были цилиндрические башни с кольцевым планом этажа.
Еще
один тип средневекового жилища романской эпохи возник в Германии — фахверковый
(рис. 1.13). Фахверковая конструкция представляла собой каменный цоколь, над которым
собирали 2 — 3 этажа фахверка (деревянный каркас с заполнением). Все типы городских
жилищ были фахверковыми и повторяли планировку сельских домов.
Каменные
городские жилища стали возводить повсеместно в более позднюю эпоху (XIII —XV вв.),
с появлением новых городов. Города возникали на водных путях — на реках, в бухтах,
так как в отличие от караванных путей Востока основные торговые пути в Европе
проходили по главным рекам и морям. Средневековые города по-прежнему были укреплены.
В
это время возникла готическая архитектура, преимущественно городская. В планировке
новых городов стали выделять специальные места для рыночной площади. На рыночной
площади находились торговые ряды или гостиный двор (появившись в XIII в., позднее
получил широкое распространение), дозорная или набатная башня с часами, городские
весы и колодец или фонтан. Гостиный двор обычно был двухэтажным: нижний этаж занимали
лавки наиболее влиятельных гильдий, а на верхнем хранились самые ценные товары
и размещались муниципальные учреждения. Должностные лица города могли собираться
в дозорной башне, где хранились важнейшие документы, а на одном из этажей помещалась
тюрьма. На рыночной площади строились первые ратуши, служившие судебными центрами.
Здесь происходили состязания певцов и представления бродячих артистов.
Собор
по-прежнему играл значительную роль в общественной жизни города. Он вмещал все
городское население, укрывал горожан в дни войны, служил местом шумных собраний
и представлений. Соборные площади в средневековом городе были небольшие. В готическую
эпоху собор стал господствующим типом культового здания. Оставаясь по преимуществу
трехнефной базиликой, в соборе полностью изменилась конструктивная система, представляющая
собой каркас. Появление таких конструкций объяснялось решением новых функциональных,
идеологических и художественных задач. Собор становится больше каменным символом
богатства, мощи, кредитоспособности горожан, чем «домом божьим». Изменился внешний
облик собора: башня над средокрестием романской эпохи заменяется небольшим шпилем,
а две большие башни акцентируют вход. Готический собор более значителен и гостеприимен.
Например, знаменитый западный фасад собора Парижской богоматери с его богатой
скульптурной декорацией — королевской галереей — имел исключительное значение
в период борьбы за объединение Франции.
В
период готики продолжалось строительство замков и крепостей, в основном во Франции
и Германии. Постепенно замки меняли свое предназначение, становясь просто
хорошо укрепленной резиденцией, которая позднее превратилась в парадный загородный
замок. В этот период все большее внимание уделялось планировке дворцовых залов,
жилых и служебных помещений. Они стали более удобными, роскошными, приближаясь
по характеру к увеселительному дворцу.
Архитектурная
среда отдыха нового времени Эпоха нового времени является важным этапом в
развитии человечества и его общественной жизни. Европа подошла к своему Возрождению;
архитектура за XV—XIX вв. прошла сложный путь Ренессанса, барокко, рококо, классицизма.
Эпоха нового времени принесла смену художественных вкусов, изменила духовную жизнь
общества.
Архитектура Возрождения
не была одинаковой по всей Европе и получила свое развитие в разных странах в
разное время: итальянский Ренессанс повлиял на архитектуру Франции лишь полстолетия
спустя, а в архитектуре Англии этот стиль «опоздал» на 150 лет.
Общественную
и градостроительную роль выполняли театры. Двухэтажное здание театра в Бордо
в форме вытянутого прямоугольника в плане имело на фасаде двенадцатиколонный портик,
завершенный парапетом со статуями. В зрительном зале театра были ложи и ярусы,
опорами для которых служили колонны; открытая лестница перекрывалась куполом —
такая удобная планировка надолго оставалась образцом.
Архитектура
общественных зданий конца XVIII в. была ориентирована на классические формы
городских и загородных усадьб. В это время возводили здания торговых заведений,
банков, присутственных мест, губернаторских домов, дворянских собраний, больниц.
Новым по своему утилитарному назначению было здание Почтамта в Петербурге, здание
Публичной библиотеки (ныне библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина)
Середина
XIX — начало XX в. является наиболее противоречивым периодом в развитии мировой
архитектуры. Именно тогда появились новые типы зданий. В связи с возрастанием
роли городов началось возведение промышленных и инженерных сооружений, торговых
зданий и доходных домов, внедрение новой техники
Архитектура
общественных зданий Возможности металлических и железобетонных конструкций
способствовали появлению новых типов общественных зданий — выставочных, в которых
демонстрировались новейшие достижения промышленности и в которых наиболее полно
проявилась рекламная сущность архитектуры того времени. Наиболее значительной
во второй половине XIX в. была Всероссийская художественно-промышленная выставка
в Нижнем Новгороде.
Стиль модерн
в театральных зданиях особенно ярко проявился в немецком варианте — югендстиль,
— линии и плоскости в котором выступали в чистом виде и определялись конструктивными
решениями. Об этом свидетельствует здание театра, построенное для выставки в Кельне
в 1914 г., объемно-пространственное решение которого, обилие закругленных форм,
отсутствие декора на фасадах — первые признаки появления рациональной архитектуры.
Архитектура
туристских зданий и сооружений Созданный
в 1857 г. в Лондоне Альпинистский клуб проложил дорогу к современному туристскому
строительству. Туристские клубы и общества создавались по всей Европе.
Во
второй половине XIX в. лечебно-курортное строительство на Кавказе и в Крыму приобретает
значение курортной зоны. К началу XX в. Ялта определилась в качестве курортного
города, началась застройка поселков Южного берега Крыма — Алупки, Симеиза, Мисхора,
Кореиза. Курортные учреждения — «Гурзуф» и «Суук-Су» в Крыму, «Сестрорецк» под
Петербургом, «Кавказская Ривьера» в Сочи, «Курзал» в Пятигорске — были оборудованы
и благоустроены по уровню лечебных учреждений.