Туризм. Архитектура

Туризм
Развитие туризма
Диснейленд
Софийский собор в Киеве
Архитектура санаторных зданий и сооружений
сельский туризм
Развитие архитектурной среды отдыха
Древний Рим термы
Архитектурная среда отдыха средневековья
Архитектура Возрождения
Архитектура общественных зданий
Альпинистский клуб
Современная архитектура жилого здания
Горно-рекреационный комплекс «Ла Плань»
Архитектура водного туризма
здание гостиницы «Ридженси-Хайатт»
Римский ученый Плиний Старший
Киев Центральный парк культуры
Организация туристических комплексов
пансионат «Дружба» в районе Ялты
гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону
Андреевская церковь
лагерный комплекс на озере Нарочь в Белоруссии
Планировочная организация туристских гостиниц
рекреационный комплекс «Бич Альбатрос»
 

Самым значительным памятником Киевской Руси является Софийский собор в Киеве (1037).

Он был центром летописания, в нем размещалась первая библиотека, происходили торжественные церемонии: прием послов, обряды «посажения» князей на престол, парадные собрания.

Первым жилищем феодала были деревянные хоромы, состоящие из ряда срубов-клетей. Обычно дом состоял из трех поставленных в ряд клетей. Центральную клеть занимали сени: по одну сторону от них находилось теплое жилое помещение истба, а по другую — холодная клеть, служившая парадным помещением в хоромах или кладовой в простых домах.

Административным центром был княжий двор с хоромами, теремными дворцами, гридницей (помещение для дружинников), парадными залами для приемов, пиров, торжеств. Такие дворы были в Киеве — Ярославов, или Великий, двор, в Чернигове — Красный двор, в Переясвле — Княжий двор, в Новгороде — Ярославов двор. Самым высоким домом был теремный дворец с помещением — теремом у возвышающимся над всеми хоромами, покрытый позолоченным шатром («терем златоверхий»). Во дворах размещались погреба: медуний (хранилище медов и вин), беретьяница (кладовые сортового меда), скотницы — погреба для хранения ценностей и товаров.

В XII в. шло интенсивное строительство на Подоле в Киеве: купеческие подворья, склады товаров, жилища, мастерские ремесленников. Княжьи и боярские дворы приобретали характер городской феодальной усадьбы. Княжеские приемы и пиры происходили в сенях княжеских хоромов. Усадебная застройка с деревянными ограждениями определила характер отдыха в жилище: пиры, обрядовая еда, общение и активное использование бани. Баня в усадьбе занимала видное место. Отдых вне жилища определялся посещением культового здания. Синтез архитектуры, живописи, скульптуры, театрального действа являлся средством воздействия на эмоциональное состояние человека.

Архитектура средневековой Западной Европы V — XV вв. типологически и стилистически (романский стиль — XI —XII вв., готический стиль XIII —XV вв.) изменялась в зависимости от социально-политического и культурно-исторического развития общества. В жизни средневекового общества по-прежнему большую роль играла церковь, определяя философию, науку, литературу и искусство. Воздействуя на психику и эмоции человека через театрализацию ритуальных действий, таинственные обряды, под аккомпанемент григорианского пения, в дыму кадильниц и мерцании свечей, церковь одновременно выполняла общественные функции.

В романскую эпоху эти функции перешли к монастырям и монастырским церквям (рис. 1.11). При строительстве монастырей появились первые попытки рационально организовать пространство

Рис. 1.11. Клюни. Монастырский двор:

1 - церковь Клюни; 2 — библиотека; 3 — «Галилея»; 4 — атрий; 5 — сакристия; 6 — башня; 7 - странноприимный дом: а — для мужчин; б — для женщин; 8 — трапезная для гостей; 9, 20 ~ уборные; 10 - конюшни (на втором этаже жилище рабочих): 11 — западный двор; 12 - погреб; 13 - пекарня; 14 - трапезная; 15 - клуатр; 16 - клуатр

монастырского двора, сгруппировав административные, жилые и хозяйственные постройки вокруг монастырского центра — клуатра. Монастырь имел два концентрических ограждения: в первом размещались привратницкая, странноприимный дом, альмонарий (трапезная), хозяйственные помещения (конюшня, кузница, мельница, маслобойня, пекарня, мастерские, склады); отдельно располагалась больница с полями для лекарственных трав; внутрь второго ограждения допускались только монахи, там была монастырская церковь, зал капитула (для заседаний администрации); сакристия (ризница) для хранения ценностей и монастырской казны; библиотека; скрипторий (помещение для переписки рукописей); дормиторий (общая спальня). Важнейшая общественная функция монастырских церквей заключалась в обслуживании больших масс паломников. Паломничество началось еще в период раннего средневековья. По эдикту Карла Великого все монастыри и церкви обязывались содержать пилигримов, предоставляя им приют и пропитание. В монастырях для этой цели служили странноприимные дома, которые разделялись на мужскую и женскую части и имели отдельную трапезную.

Паломничество особенно распространилось в XI—XII вв., когда мощам святых стали приписывать чудодейственную силу. Благодаря паломничеству усилились взаимокультурные влияния, шире использовались строительные приемы; паломничество повлияло на оживление общественной жизни, вызвавшее тягу к путешествиям. Вдоль дорог были возведены паломнические церкви.

В городах одним из типов культовой архитектуры стал собор, который первоначально задумывался как монастырская церковь и храм для мирян. Особенно много соборов построили в Англии романского периода. Одним из самых впечатляющих памятников английского средневековья является собор в Дэрхеме, расположенный среди густой зелени на обрывистой скале, с трех сторон омываемый рекой. Собор лишен мрачности, свойственной базиликальным церквям, создает впечатление торжественности благодаря нервюрному (ребристому) своду и обилию строго геометрического орнамента.

Светские тенденции в культовой архитектуре романской эпохи особенно проявились в соборах Италии, которые трактовались как дом божий и народный. Особое место занимает соборный ансамбль в Пизе, состоящий из собора в форме вытянутого латинского креста; баптистерия (крещальни) цилиндрического объема; кампанилы (башни-колокольни), обвитой кружевом арочных галерей. Соборный ансамбль размещался возле торговой площади, с которой начиналось формирование города.

С возникновением городских коммун создавались и новые общественные центры — площадь и здание городского самоуправления. Появление новых форм общественной жизни породило новые типы гражданских зданий: дворцы городского самоуправления, многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции знати, здания

торговых гильдий и первых университетов. Строительство таких зданий воспринималось как важное дело общины и влияло на частную жизнь граждан.

В это время формируется тип каменного жилого дома горожанина, представляющего собой прямоугольный блок из отдельных комнат вокруг лестницы или холла. В богатом типе жилища — палаццо — на первом этаже был склад, на втором располагались жилые комнаты и парадный зал, выходивший во двор. Городские резиденции феодалов имели башни, которые служили им для защиты во время междоусобиц. Высота башни свидетельствовала о знатности семьи. Нередко эти башни сносили вместе с падением феодального рода.

Первые общественные здания также имели башню, но позже основным признаком общественного здания стала аркада на первом этаже, служившая общественным залом, связанным с площадью. На втором этаже размещался зал заседаний с непременным балконом, с которого произносили речи, объявляли указы. Балкон был настолько связан с представлением о здании городской коммуны, что при потере независимости города его нередко уничтожали.

Для романского периода Франции характерны укрепленные жилища феодалов — замки (рис. 1.12), размещенные на возвышенном и труднодоступном месте. К X в. укрепленное жилище имело вид башни — донжонау окруженного валами и рвом. Донжоны делились по вертикали на несколько этажей-ярусов. Зал и спальные помещения располагали обычно в среднем ярусе. Нижний ярус использовали для прислуги и кладовых. Донжоны — пример средневекового жилища- крепости, в котором забота об удобствах жизни приносилась в жертву требованиям обороны.

Рис. 1.12. Замок-башня XII в. (Франция):

1 — кордегардия; 2 — северное жилое помещение; 3 — капелла; 4 — вестибюль; 5 — малый холл; в — большой холл; 7 — кухня; 8 — уборные; 9 — надвратный зал; 10 — внутренний двор

Рис. 1.13. Тип фахверкового дома (Германия):

А — жилой дом: 1 — прихожая; 2 — очаг; 3 — лестница в подвал; 4—6 — жилые помещения; 7 — чулан; 8, 9 — хозяйственные помещения; Б, В — хозяйственные постройки: 10 — ворота; 11 — колодец; 12 — уборная

Аналогичные крепостные сооружения возводились в Англии. Замок в Лондоне — Тауэр — ансамбль, в котором «Белая башня» играла роль донжона. Сама башня имела кубическую форму со ступенчатым основанием. В углах размещались башенки с винтовыми лестницами, связанными между собой коридорами в толще стен.

Наряду с обычными замками прямоугольного плана строились и укрытия типа шелл-кип. Это были цилиндрические башни с кольцевым планом этажа.

Еще один тип средневекового жилища романской эпохи возник в Германии — фахверковый (рис. 1.13). Фахверковая конструкция представляла собой каменный цоколь, над которым собирали 2 — 3 этажа фахверка (деревянный каркас с заполнением). Все типы городских жилищ были фахверковыми и повторяли планировку сельских домов.

Каменные городские жилища стали возводить повсеместно в более позднюю эпоху (XIII —XV вв.), с появлением новых городов. Города возникали на водных путях — на реках, в бухтах, так как в отличие от караванных путей Востока основные торговые пути в Европе проходили по главным рекам и морям. Средневековые города по-прежнему были укреплены.

В это время возникла готическая архитектура, преимущественно городская. В планировке новых городов стали выделять специальные места для рыночной площади. На рыночной площади находились торговые ряды или гостиный двор (появившись в XIII в., позднее получил широкое распространение), дозорная или набатная башня с часами, городские весы и колодец или фонтан. Гостиный двор обычно был двухэтажным: нижний этаж занимали лавки наиболее влиятельных гильдий, а на верхнем хранились самые ценные товары и размещались муниципальные учреждения. Должностные лица города могли собираться в дозорной башне, где хранились важнейшие документы, а на одном из этажей помещалась тюрьма. На рыночной площади строились первые ратуши, служившие судебными центрами. Здесь происходили состязания певцов и представления бродячих артистов.

Собор по-прежнему играл значительную роль в общественной жизни города. Он вмещал все городское население, укрывал горожан в дни войны, служил местом шумных собраний и представлений. Соборные площади в средневековом городе были небольшие. В готическую эпоху собор стал господствующим типом культового здания. Оставаясь по преимуществу трехнефной базиликой, в соборе полностью изменилась конструктивная система, представляющая собой каркас. Появление таких конструкций объяснялось решением новых функциональных, идеологических и художественных задач. Собор становится больше каменным символом богатства, мощи, кредитоспособности горожан, чем «домом божьим». Изменился внешний облик собора: башня над средокрестием романской эпохи заменяется небольшим шпилем, а две большие башни акцентируют вход. Готический собор более значителен и гостеприимен. Например, знаменитый западный фасад собора Парижской богоматери с его богатой скульптурной декорацией — королевской галереей — имел исключительное значение в период борьбы за объединение Франции.

В период готики продолжалось строительство замков и крепостей, в основном во Франции и Германии. Постепенно замки меняли свое предназначение, становясь просто хорошо укрепленной резиденцией, которая позднее превратилась в парадный загородный замок. В этот период все большее внимание уделялось планировке дворцовых залов, жилых и служебных помещений. Они стали более удобными, роскошными, приближаясь по характеру к увеселительному дворцу.

Архитектурная среда отдыха нового времени Эпоха нового времени является важным этапом в развитии человечества и его общественной жизни. Европа подошла к своему Возрождению; архитектура за XV—XIX вв. прошла сложный путь Ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Эпоха нового времени принесла смену художественных вкусов, изменила духовную жизнь общества.

Архитектура Возрождения не была одинаковой по всей Европе и получила свое развитие в разных странах в разное время: итальянский Ренессанс повлиял на архитектуру Франции лишь полстолетия спустя, а в архитектуре Англии этот стиль «опоздал» на 150 лет.

Общественную и градостроительную роль выполняли театры. Двухэтажное здание театра в Бордо в форме вытянутого прямоугольника в плане имело на фасаде двенадцатиколонный портик, завершенный парапетом со статуями. В зрительном зале театра были ложи и ярусы, опорами для которых служили колонны; открытая лестница перекрывалась куполом — такая удобная планировка надолго оставалась образцом.

Архитектура общественных зданий конца XVIII в. была ориентирована на классические формы городских и загородных усадьб. В это время возводили здания торговых заведений, банков, присутственных мест, губернаторских домов, дворянских собраний, больниц. Новым по своему утилитарному назначению было здание Почтамта в Петербурге, здание Публичной библиотеки (ныне библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Середина XIX — начало XX в. является наиболее противоречивым периодом в развитии мировой архитектуры. Именно тогда появились новые типы зданий. В связи с возрастанием роли городов началось возведение промышленных и инженерных сооружений, торговых зданий и доходных домов, внедрение новой техники

Архитектура общественных зданий Возможности металлических и железобетонных конструкций способствовали появлению новых типов общественных зданий — выставочных, в которых демонстрировались новейшие достижения промышленности и в которых наиболее полно проявилась рекламная сущность архитектуры того времени. Наиболее значительной во второй половине XIX в. была Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде.

Стиль модерн в театральных зданиях особенно ярко проявился в немецком варианте — югендстиль, — линии и плоскости в котором выступали в чистом виде и определялись конструктивными решениями. Об этом свидетельствует здание театра, построенное для выставки в Кельне в 1914 г., объемно-пространственное решение которого, обилие закругленных форм, отсутствие декора на фасадах — первые признаки появления рациональной архитектуры.

Архитектура туристских зданий и сооружений Созданный в 1857 г. в Лондоне Альпинистский клуб проложил дорогу к современному туристскому строительству. Туристские клубы и общества создавались по всей Европе.

Во второй половине XIX в. лечебно-курортное строительство на Кавказе и в Крыму приобретает значение курортной зоны. К началу XX в. Ялта определилась в качестве курортного города, началась застройка поселков Южного берега Крыма — Алупки, Симеиза, Мисхора, Кореиза. Курортные учреждения — «Гурзуф» и «Суук-Су» в Крыму, «Сестрорецк» под Петербургом, «Кавказская Ривьера» в Сочи, «Курзал» в Пятигорске — были оборудованы и благоустроены по уровню лечебных учреждений.

На главный раздел сайта: Туризм